Статьи
Четверг Май 02, 2024

Цены на такси достигли максимума. Для Саратова без трамваев проблема особенно актуальна

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
ФОТО: tolknews.ruЦена на поездку в такси достигла исторического максимума за 10 лет - 32,53 рубля за 1 км. Участники рынка считают, что во всем виноват новый закон о такси.
Как следует из данных Росстата, услуги такси непрерывно дорожают с апреля 2021 года. Причем самый большой скачек за последние 10 лет - на 4,03% - произошел за первые полгода 2023 года. Предыдущий рекорд был в январе—июне 2022 года — рост на 2,7%.
Причем в сервисе "Максим" считают, что стоимость поездки выросла даже больше. чем указывает Росстат: на 25% в регионах России и на 40% в Москве.
По данным «Чек Индекс» (анализирует обезличенные агрегированные данные ОФД с более чем 1,1 млн онлайн-касс и экспертов-партнеров), средний чек затрат на такси в России за первые шесть месяцев этого года составил 435 руб., что на 4% больше аналогичного периода 2022 года, в Москве — 771 руб. (+12%). При этом только в московском такси в январе—июне было совершено 189 млн поездок (+7 к первому полугодию 2022 года). 
В "Максим" увеличение стоимости поездок связывают с общими причинами, отмечая, что индекс потребительских цен в этом году вырос на 5,55%. Речь идет о подорожании самих автомобилей: на фоне СВО многие компании зарубежных автопроизводителей отказались от поставок в Россию, возникли проблемы с комплектующими.
По данным Росстата, средняя цена импортного легкового автомобиля с февраля 2022 года по июнь 2023-го выросла на 57% (2,168 млн рублей), российского — на 25%, (970,1 тыс. рублей).
Большинство же автомобилей такси были куплены еще до пандемии и срок их эксплуатации подходит к концу. Значительно выросло в цене и обслуживание авто, стоимость запчастей, расходных материалов и самого топлива. Сюда же перевозчики добавляют рост заработной платы самих таксистов. Хотя если увеличиваться не будет, для сохранения прежней прибыли на 1 км пробега тарифы на перевозки придется повышать, считает директор практики «Транспорт и машиностроение» Strategy Partners Роман Тиняев. Прежние тарифы можно сохранить лишь при сокращении маржинальности перевозчиков. 
В "Ситимобиль" прогнозируют, что с сентября 2023 года цены на такси подскочат на 30%, связывая этот прогноз с новым законом о такси. Причем в дальнейшем цены могут вырасти кратно. 
Напомним, закон, регулирующий работу в сфере такси, Владимир Путин подписал в конце 2022 года. В силу он вступает с 1 сентября. Документ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Они должны будут купить страховой полис для такси, который стоит в 10–12 раз дороже стандартного автострахования при одинаковой сумме страхового покрытия.
Также службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО. По новому закону все таксисты, как и прежде, обязаны проходить медицинские осмотры и заполнять путевые листы перед сменой. ИП и самозанятые водители возьмут на себя расходы по выполнению этих требований - до сих пор их выполнение ложилось на перевозчиков. 
Основным мотивом нового закона стало систематизирование требований, предъявляемых к такси, а также регулирование деятельности служб заказа, которое сейчас отсутствует, пояснили в минтрансе РФ. В ведомстве убеждены, что документ не устанавливает концептуально новых требований, а потому не может вызывать роста цен на услуги по перевозке пассажиров. 
Сервис "Максим" провел эксперимент в Иркутске и Владивосток, временно закрыв доступ к заказам водителей, не соответствующих требованиям нового закона. В итоге  оставшиеся таксисты смогли выполнить не более 2% заявок, а средние чеки в тестовый период выросли в три–восемь раз.
- В силу необоснованных и заведомо неисполнимых требований новый закон вместо побуждения самозанятых получить разрешение на деятельность такси приведет к обратному эффекту и росту цен по всей стране, - отметили в сервисе.
Председатель генсовета Ассоциации антимонопольных экспертов, партнер BGP Litigation Ирина Акимова считает рынок перевозок легковым такси высококонкурентным - цены на услуги регулируются рынком.
- Закон о такси обязывает перевозчика публиковать тарифы, на основании которых будет производиться расчет стоимости за поездку. Кроме того, в июле президент Путин подписал пятый антимонопольный пакет, который предусматривает антимонопольные требования к доминирующим цифровым платформам, к которым в том числе могут относиться агрегаторы такси, - отметила эксперт. 
Она считает преждевременным строить прогнозы об изменении рынка такси, хотя и подчеркивает, что принятие законов, регулирующих деятельность перевозчиков и агрегаторов такси, "безусловно, вызовет реакцию рынка". Она предлагает перевозчикам проявить максимальную ответственность и прозрачность в вопросах ценообразования. 
В "Ситимобиль" убеждены, что о снижении цен на такси пока говорить не приходится. Это возможно лишь при законодательных послаблениях, падении цен на машины, их обслуживание и топливо, что представитель сервиса счел "маловероятным". Представитель ФАС от комментариев для РБК на этот счет отказался. 
Напомним, что для Саратова вопрос роста цен на поездки в такси становится все более актуальным. В городе на реконструкцию закрыты трамваи маршрутов №№ 6,8 и 9, с 15 августа остановят маршрут № 10. Они связывают с центром города Заводской и Ленинский районы. Уже сейчас в часы пик стоимость поездки на такси от Сенного рынка до Поливановки может достигать 1000 и более рублей.