Суббота Май 04, 2024

Эх, прокачу!

ФОТО: caricatura.ruКак сдержать рост тарифов на проезд в городском транспорте
Инфляция в нашей стране имеет разные причины. Зачастую – это желание ритейлеров заработать путем простого увеличения цен. В этом случае государство начинает возмущаться, а чиновники и депутаты громогласно заявляют о необходимости сдержать цены. Сегодня, в очень непростое время это видно особенно отчетливо. Хотя есть существенная разница: нынче власть и впрямь будет делать все возможное, чтобы не допустить дикого роста цен. Но вот беда, иногда именно власть становится источником удорожания жизни граждан.
В нынешнем году нам предстоит очередное повышение коммунальных тарифов. Плановое повышение – примерно на 5%. Но сегодня речь пойдет о второй важнейшей статье расходов в личных кошельках саратовцев. Это повышение стоимости проезда в общественном транспорте, которое начнется с 28 марта нынешнего года на автобусных маршрутах, а с мая подорожает и проезд в трамваях и троллейбусах.
– Статья транспортных расходов в бюджете каждого из нас более весомая, чем даже оплата за ЖКУ, - пояснил Председатель Саратовского регионального отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег Комаров. – Теоретически, да и практически тоже, человек может стать должником по оплате за услуги ЖКХ. Разумеется, его в этом случае ждут судебные тяжбы, но его никто не выселит из единственного жилья и даже не отключат отопление зимой. Иное дело – общественный транспорт. Если вы добираетесь до работы и обратно до дома на автобусе или троллейбусе, то неизбежно оплачиваете проезд. Здесь не удастся проехать, что называется в долг. Или придется идти пешком.
Разговор с Олегом Константиновичем зашел на эту тему не случайно. Дело даже не в очередном росте цен на проезд в общественном транспорте. Он происходит периодически – примерно один раз в три года. Проблема состоит в «цене вопроса» в период экономики, которую можно назвать мобилизационной...
– Не хитрые расчеты показывают, что администрация Саратова решила не просто дать возможность перевозчикам повысить начиная с 28 марта стоимость проезда в автобусах. Она буквально разрешила ограбить саратовцев, - такое мнение выразил Олег Комаров. – Судите сами… В 2015 году билет в автобусах подорожал с 15 до 18 рублей, через три года цена выросла до 23 рублей, а теперь предлагается рост тарифов в среднем до 30 рублей, на некоторых маршрутах он будет даже выше. То есть, сравнительно с 2015 годом цена за проезд в автобусах Саратова должна возрасти на 100%. Откуда такие расчеты у чиновников городской администрации? Так вот, с 2015 года официально инфляция составила около 42%. Но уж никак не 100%!
Трудно не согласиться с расчетами Олега Комарова. Кстати, бензин за эти годы тоже вырос в цене отнюдь не вдвое. Однако, что предлагают нам городские чиновники? Они уже составили график роста цен на проезд в общественном автотранспорте Саратова. Что же мы имеем? Вот тут выясняются любопытные «показатели»… Рост цен будет происходить на разных маршрутах и по разным тарифам. Вплоть до августа нынешнего года. К примеру, в маршрутах №№ 53,73, 2д,14,20,22,26,28,36,55а,83,99 проезд будет стоить 29 руб. за наличный расчет, и 25 рублей – по банковским картам. Маршруты №№ 21,27,35,56,89,25,72 – 33 рубля. А есть некоторые маршруты (например 64Д), где стоимость билетов будет складывать таким образом: 28 рублей за наличный расчет, 30 рублей по «безналу». При этом в городской администрации объяснили такие хитрости в разнице тарифов… пожеланиями перевозчиков.
– В нынешних условиях, когда инфляция начала разгоняться до угрожающих величин, необходимо заново пересмотреть расценки на проезд, - полагает Олег Комаров. – Федеральная власть сегодня заговорила даже о введении фиксированных цен на ряд социально значимых продуктов питания, вводятся некоторые меры по социальной поддержке населения. В этих условиях повышать проезд в Саратове сразу на 7 рублей (в среднем) – безрассудно и даже опасно. Разумеется, перевозчики тоже хотят заработать. Но тут есть два важных момента. Первый – это отсутствие серьезного экономического обоснования для роста цен вообще. И дело даже не в мобилизационной экономике. Никто в Саратове в принципе не изучал по-настоящему пассажиропоток на городских автобусах. А он ведь абсолютно разный в больших и в малых автобусах. Причем технически сделать такой анализ несложно и не так уж дорого. К примеру, достаточно установить выборочно на автобусах (разных маршрутов, конечно) видеонаблюдение, а затем рассчитать количество пассажиров. Ведь ни для кого не секрет, что многие водители давно распоясались и не дают билеты. А при требовании пассажира сделать это, могут еще и нахамить. В Саратове, в отличие от других крупных российских городов до сих пор не внедрена система транспортных карт. Поэтому неудивительно, что перевозчики предпочитают наличные деньги, плюс не выданный билет. Банковские карты для них нежелательны. Вспомним, с каким трудом муниципалитету удалось внедрить безналичный расчет в автобусах. Почему в других городах с этим не было поблеем? Наверное, потому что там власть умеет именно управлять, а не идти на поводу у перевозчиков. И наконец, в нынешних сложных условиях планировать оплату за проезд по банковским картам просто нелепо
А где же выход из создавшегося положения? Ведь саратовцы могут просто взорваться, когда увидят новые расценки на проезд. Но в тоже время и перевозчики могут поставить вопрос кардинальным образом. Вот какую мысль высказал по этому поводу лидер  Саратовского реготделения «Партии Дела» Олег Комаров:
– В период мобилизационной экономики приходится иногда принимать такие решения, которые еще совсем недавно показались бы фантастическими. В условиях санкций вполне реально сделать цены на бензин для перевозчиков специальными. Конечно, они должны быть значительно ниже обычных. Мы крупная нефтяная держава, и с целью социальной стабильности вполне могли бы реализовать такой вариант. Причем это касается не только  Саратова... Но даже если речь пойдет исключительно о нашем городе, области, думаю, что федеральный центр пошел бы нам навстречу и оказал нужную поддержку. Понятно, что в областном, и тем более городском бюджетах, мышь сдохла, и платить за льготный бензин просто нечем. Либо в ином случае – вводить транспортные карты с дифференцированной оплатой. Также можно было бы ввести специальные проездные для малоимущих граждан и пенсионеров.
Кстати, в беседе с Олегом Комаровым зашла тема и городского электротранспорта. Здесь стоимость проезда скоро составит 29 рублей. Хотя в отличие от автобусов тут имеются транспортные карты и проездные. Тем не менее, это всей проблемы не решает. Например, проездные на электротранспорт стоят весьма не дешево. Тем более не так уж много саратовцев пользуются постоянно и исключительно трамваями или троллейбусами.
В советское время городской электротранспорт был буквально переполнен. Оно и неудивительно. Прежде всего, он ходил исправно, и даже ходил до глубокой ночи. Кроме того, стоимость проезда в троллейбусах составляла 4 копейки, в трамваях – 3 копейки, в то время, как автобусы возили горожан за 5 копеек.
Так как же решить данную проблему?
– И в этом случае можно применить тот же метод, - сказал Олег Константинович. – Только речь идет об электроэнергии: необходимо существенно снизить тарифы для СГЭТ, а долги предприятия списать. Плюс, опять-таки, внедрение специальных проездных по более низким расценкам для малоимущих граждан. Если мы сегодня говорим о существенной социальной поддержке населения, то действовать нужно решительно и неординарно.
Но пойдут ли местные власти на какие-либо ограничения и меры, чтобы сдержать рост тарифов в общественном транспорте, неизвестно. Городские депутаты пока молчат. В Гордуме поднимался лишь вопрос о сдерживании цен на продукты питания. Но, как известно, не хлебом единым сыт человек…
Сергей Щербаков
 
СПРАВКА
График повышения стоимости проезда в автобусах г. Саратова
 
С 28 марта - №35,56,89,25,72,27,21,79,82 – 30р
С 5 апреля № 30,58 – 30р
С 8 апреля № 53,73 – нал. 29р, безнал. 25р
С 21 апреля №105 – 27 р.
С 24 апреля №2д,14,20,22,26,28,36,55а,83,99 – нал. 29р, безнал. 25р
С 25 апреля №44 (30р), 98 (25р),42к (30р),80 (25р), 1,11 (30р), 68,77 (25р), 37, 37а (28-30р)
С 26 апреля №70 (20р),63 (27р)
С 29 апреля №60 (29р),110 (28р)
С 1 мая №39 (29р)
С 4 мая №18д – нал. 29р, безнал. 25р
С 8 мая №6,94 – нал. 29р, безнал. 25р
С 10 мая №11 нал. 30р, безнал. 27р
С 16 мая №49,75,108,230 - 29р
С 18 мая №74,61 – 29р
С 20 мая №115, 97,87 – 29 р
С 23 мая №21,27,35,56,89,25,72 – 33р
C 27 мая № 52 - 29 р
С 30 мая №33-29р
С 17 июня №8а (30р) ,4,5 (26р)
С 18 июня №3,81,15,23,46 (нал. 27р,безнал 29р), 64д нал. 28 р, безнал 30
С 20 июня №41 нал. 29, безнал 25
С 22 июня №16,95,57,55,45,31,8,13,42,90,93 – 28р.
С 1 июля №74,61 нал. 29р, безнал. 25р
Льготный проезд действует на маршрутах: 2д, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 13, 16, 18д, 20, 22, 28, 31, 33, 36, 37а, 38, 41, 42, 43, 45, 49, 53, 55, 57, 70, 73, 74, 75, 90, 93, 95, 97.