Суббота Май 04, 2024

Олег Комаров: «Местное самоуправление возможно и нужно реанимировать»

Олег Комаров. ФОТО: vzsar.ruПредседатель саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ обозначил наиболее важные вопросы городского МСУ
– Закон о МСУ (или 131-й закон, как мы его просто называем) всегда был и казался очень хорошим, даже местами исчерпывающим.
Пошло уже третье десятилетие его применения (он был принят в 2003 году), и что же мы видим на примере нашего областного центра?
В Саратове, конечно, за последние 20 лет есть несомненные успехи в плане строительства, благоустройства – улучшения городской среды. Все мы видим и новую Набережную, и отремонтированные исторические фасады, и зеленые зоны.
Но обязаны ли мы всем тем хорошим, что сделано в Саратове за эти десятилетия, работе именно местного самоуправления? Или 131-й ФЗ, что называется, едва теплится при его практическом правоприменении в Саратове, а ежегодные бюджеты города продолжают нищать? И лучшие городские благоустроительные проекты – это проекты нашего знаменитого земляка, но никак не наших депутатов, бизнесменов, «капитанов производства» и городских чиновников? Увы, ответ тут очевиден.
Разруха городского ЖКХ, систематические аварии и отключения воды и тепла, отвратительный вывоз мусора, дороги в ямах и колдобинах – вот фирменная «визитная карточка» работы чиновников, кто бы ни занимал пост главы МСУ последние лет двадцать – от Олега Грищенко до Лады Мокроусовой.
Я точно знаю, о чем говорю и пишу, потому что сам два десятилетия занимался не только практической работой предпринимателя и общественника, но и пытался в ранге городского депутата решить хотя бы часть вопиющих проблем города. Однако, у нас, как известно, «один в поле не воин», а большинство моих тогдашних коллег были скорее озабочены улучшением личного финансового благополучия, чем бедами города и горожан.
Конечно, и бывшие коллеги по депутатскому корпусу Саратова и нынешние избранники могут мне возразить: ну какое же может быть исполнение закона о местном самоуправлении при крайне ограниченных полномочиях и скудных финансовых возможностях?  Действительно, приходилось и приходится часто действовать, как в известном детском стишке про дележ: « Мы делили апельсин. Много нас, а он один».
Вот типичный пример: в городе прошло заседание постоянной комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской Думы.
Вносили изменения в бюджет города на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов. Делили возможные дополнительные деньги на реализацию социально значимых проектов. И вот здесь интересно посмотреть – а какими же суммами оперирует бюджет огромного областного центра, что делят депутаты?
Предлагается увеличить налоговые и неналоговые доходы бюджета на сумму 18,8 млн. рублей. В частности, ожидаются некие доходы от приватизации имущества, находящегося в собственности, в сумме 12 млн. рублей, нынче это стоимость хорошей квартиры – «трешки». Или депутаты обсуждают, к примеру, как поделить дополнительный единый налог на вмененный доход в сумме 1,7 млн. руб. Не жалкий ли это уровень доходов, пусть и дополнительных, для Саратова, и не смешны ли такие вот дележи?
Нет ничего удивительного, что город превращается в депрессивно-дотационный, что убыль населения растет, зато не растут доходы основной массы саратовцев.
Да, формально почти все показатели социально-экономического развития города на 2024 год характеризуются ростом — как к показателям 2022 года, так и к цифрам 2023 года. Но это рост далеко не на десятки миллиардов рублей, коих городу остро не хватает.
А вот, скажем, бюджетные показатели среднегодовой численности работающих (без самозанятых): в 2022 году их в Саратове было 313 тыс. 295 чел., а в 2024 году ожидается 310 тыс. 500 человек. Почти на 3 тысячи работников станет меньше в городе, где сложился серьезный дефицит кадров, особенно рабочих профессий.
А вот прогноз численности детей до 18 лет:
- на 2024 год: 151 тыс. 500 чел.;
- прогноз на 2025 год: 147 тыс. 800 чел.;
- прогноз на 2026 год: 143 тыс. 800 чел.
Минус 7 тыс. 700 человек за три года (-5%). И какое же у нас планируется будущее с такими цифрами?
Да, неплохо смотрятся плановые показатели консолидированного, то есть объединённого бюджета г. Саратова:
- на 2023 год: 20 млрд. 845,8 млн. рублей;
- на 2024 год: 23 млрд. 362,7 млн. рублей.
Рост составляет 2 млрд. 516,9 млн. рублей или +12,07%. Но это обманчивый рост, поскольку реальная инфляция в РФ куда выше официальных цифр и сравнима разве что со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, то есть не менее 16%. Получается, при формальном росте – на самом деле идет лишь продолжение «усушки-утруски» городских доходов. Да и откуда бы взяться росту, если наша муниципальная власть бизнес поддерживает, как правило, лишь на словах, а на самом деле душит его деяниями вроде увеличения кадастровой стоимости, из-за чего остающиеся еще бизнесы в городе рискуют разориться от непосильных налогов.
А вспомнить грустные истории концессионеров, типа «Т-Плюс» или «КВС Саратов»? Это же вообще мало чего общего имеет со ФЗ №131, с реальным местным самоуправлением, когда сомнительные дельцы годами устраивали городу непрерывные испытания на прочность!
Теперь вот в который уже раз хотят на уровне Роспотребнадзора запретить муниципальным властям отключать горячую воду во время профилактических ремонтов на срок более чем на 14 дней. Верится с трудом, конечно, но у нас привыкли благие пожелания стараться выдавать за благие действия.
А вот что не так давно писали местные СМИ по поводу довольно сомнительного решения, связанного с расширением Саратова до уровня второго по площади города РФ (после Москвы). Тогда присоединили 79 сел и поселков к городу: «Основной проблемой развития муниципального образования Саратов на данный момент видится его неоправданное укрупнение. По нашему мнению, любое присоединение к муниципальному образованию дополнительной административной единицы ведет лишь к увеличению расходов и возникновению проблем управления новой единицей. Расширение границ муниципального образования влечет за собой увеличение суммы налоговых сборов (изменение состава субъектов налогообложения), повышение тарифов, лишение жителей сельских поселений налоговых, кредитных и других видов льгот, и, конечно, увеличение местного бюджета. Уничтожается местный институт народовластия, собственные сельсоветы и администрации, которые были избраны гражданами, жителями этих административных единиц. В конечном итоге, от присоединения новых территорий никто не выигрывает».
Тут даже долго рассуждать не надо, ведь второму по площади городу никто и никогда не даст, и не обеспечит второй по уроню бюджет после Москвы, где-нибудь в районе триллиона рублей. Так зачем же наши муниципальные руководители вдруг заболели этой гигантоманией?
В общем, я только обозначил здесь некоторые наиболее важные вопросы нашего саратовского МСУ. Обо всем в одной статье сказать невозможно. А главный момент в том, что многие из названных проблем, увы, типичны для почти любого крупного областного центра. Конечно, МСУ еще можно реанимировать, даже и в Саратове, еще возможно вдохнуть в 131-й закон, как говорится новую жизнь. Но для этого нужна, как минимум, человеческая и политическая воля наших местных руководителей. Увидим ли, дождемся ли?