Воскресенье Апрель 28, 2024

Олег Комаров: «Что нас ждет в 2024-м году»

Олег Комаров. ФОТО: gosrf.ruНасколько мы продолжим в новом году эффективно сопротивляться давлению Запада, настолько минимизируются для РФ все риски глобального экономического и политического противостояния в мире, считает глава саратовского отделения «Партии Дела», доктор экономических наук Олег КОМАРОВ.
– Как всегда к Новому году хочется избавиться от тревожных мыслей и ожиданий, хочется надеяться только на лучшее. Некоторые события дают к этому основание, например, недавняя и довольно знаковая встреча Владимира Путина с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Там поднимались важные для бизнеса вопросы, например, о «новой приватизации» - изъятии активов у собственников. Как реальный способ закончить с элементами «раскулачивания» российского бизнеса глава государства предложил интересную меру. А именно - законодательно ввести 10-летний срок с момента приватизации, когда органы прокуратуры могут оспорить соответствующие решения в случае допущенных процедурных нарушений.
Очевидно, в новом 2024-м году мы должны увидеть (или не увидеть) скорость и качество выполнения данных обещаний и предложений. Ну а бизнесмены пообещали президенту открывать новые рабочие места, вкладывать зарабатываемые деньги у себя на Родине. Что еще ожидать в наступающем году? Видимо, ЦБ РФ продолжит свою политику под условным названием «таргетирование инфляции любой ценой, даже ценой упадка бизнеса и стагнации».
Чем такая ситуация оборачивается для экономики России? Об этом хорошо сказал один очень компетентный и искренний экономист: «По итогам предыдущих периодов мы видим, что сальдированный финансовый результат обрабатывающей промышленности в стране с начала года упал на 2,5 трлн рублей. А суммарная прибыль банков в этот же период выросла на 2,5 трлн рублей, а к концу года, по прогнозам ЦБ, она будет составлять 3 трлн рублей. То есть, повышение ставки рефинансирования так или иначе привело к уменьшению доходности промышленности и увеличению доходности банков. Исходя из этого, сразу понятно, кто и на чьём горле держит хватку».
На 2024-й год приняты пока что основные цифры бюджета России: доходы — 35 трлн рублей, расходы — 36,6 триллионов. Дефицит бюджета в 0,9% ВВП считается не слишком опасным, тем более что финансироваться он будет за счет выпуска облигаций федерального займа на 4 трлн рублей. Еще 1,3 триллиона планируется взять из Фонда национального благосостояния - государственной кубышки на форс-мажорные нужды.
Задача правительства РФ на будущий год такая же, что и всегда - не обрушить экономику, не скатиться в гиперинфляцию и не обвалить слишком уж сильно курс рубля, как это случилось в году уходящем. Интересно, что финансовые возможности, доселе скрытые, в России еще довольно большие. Напомню, как министр финансов Антон Силуанов на июньском экономическом форуме в Санкт-Петербурге отметил: всего за три года (с 2019 до 2022-го), расходы бюджета РФ выросли в 1,5 раза — с 18 до 29 трлн рублей.
Так что за пять лет (2019-24гг) бюджетные расходы страны вырастут, видимо, уже более чем вдвое. За счет чего? Думаю, просто больше доходов из ВВП будет «заноситься в бюджет», при том, что раньше они «расписывались» в иные, не всегда явные места общего финансового пространства России. Таким образом, должен по-прежнему работать довольно ясный механизм: больше вырастет экономика - больше налогов получит бюджет. Одновременно будет работать механизм и с инфляцией: больше вырастет инфляция - больше рублей соберет бюджет. То же самое и с курсом доллара: чем он выше, тем больше рублей получает бюджет от внешней торговли.
Это, так сказать, базовые установки нынешнего экономического поведения наших монетарных властей, которые вряд ли поменяются в 2024-м году. Хотя, довольно удивительно, что, считая такую свою политику верной и эффективной, некоторые важные ведомства впадают при этом в прогнозный пессимизм. А как объяснить иначе тот факт, что Минэкономразвития предсказывает: в этом году рост экономики составит 2,8%, а в следующем всего лишь 2,3%. А вот ЦБ РФ говорит о росте в этом году на 1,5–2,5% и только на 0,5–1,5% в году 2024-м.
При таком уменьшении экономического роста возникают опасения: а хватит ли бюджету наступающего года денег на индексацию минимальных зарплат, на пенсии, рост пособий семьям с детьми, на поддержку гражданской промышленности? Несомненно, что нужные деньги получат ВПК, автопром, авиа- и станкостроение, программа развития беспилотников – но вот хватит ли на расходы по социальным программам и потребностям?
Пока что здесь ответ звучит обнадеживающе: в бюджет 2024 заложено «на социалку» дополнительно денег 1 трлн рублей (+15%). Пенсии индексируют на 7,5%, поднимут МРОТ. В год выборов это, конечно, надо было предусмотреть обязательно. На у то, что госслужащие обойдутся без ежегодной индексации зарплат – им не привыкать, тем более, это не самая обделенная категория российских работников.
Чем еще интересен будущий бюджет? Увеличатся на 10% в среднем тарифы на ЖКХ для населения, а расходы на образование и здравоохранение останутся ровно на нынешнем уровне, что, конечно, довольно печальный показатель – ведь нельзя не учитывать, что инфляция уменьшает на 10-15% реальный размер этих расходов. Конечно, есть соблазн сравнить бюджет-2024 с теми годами, когда страна не была занята решением глобальных геополитических проблем. Например, если средняя доля расходов на экономику в 2015–2021 годах была 15,2% - теперь она опускается до 10,7%. Будет ли экономический рост при таких финансовых показателях? Маловероятно даже при самых героических усилиях.
А о чем говорит тот момент, что теперь на социальную политику направят 21,1% бюджетных расходов вместо прежних 28%, и при этом доли бюджетных трат на образование падают с 4,5 до 4,2%, а на здравоохранение с 5,5 до 4,4%? Это говорит только о том, что ждать улучшения социального и даже физиологического самочувствия населения РФ в 2024-м и последующих годах просто не приходится. Ну а падение уровня культуры и образования в стране настолько наглядное, что достаточно включить любой телеканал (кроме, пожалуй, «Культуры»), чтобы избавиться от иллюзий.
И, конечно, надо здесь отметить озвученный госпожой Набиуллиной план ЦБ РФ - три возможных сценария развития экономической ситуации в 2024-м году и в два года последующих. Оптимистичный - это если инфляция в России вернётся к уровню 4% годовых, при том, что ставка рефинансирования ЦБ тогда будет снижена. В 2025-м году ключевая ставка станет ниже 10%, а в 2026 году уже выйдет на уровень 6-7%. Я лично не сильно в это верю, как и многие разумные эксперты-экономисты в стране, слишком уж много политических факторов влияют на экономику, чтобы она развивалась спокойно и поступательно.
А при усилении санкционного давления на Россию, при дальнейшем ухудшении международного положения снижения инфляции в 2024-м году не будет, и в лучшем случае этого получится добиться только в 2025-м году. Более того, повторим: в 2024 году рост в российской экономике сократится. Скорее всего, этот умеренно негативный сценарий и будет воплощен в реальности.
Ну а самый плохой вариант будет осуществлен при условии начала глобального мирового финансового кризиса, что очень даже вероятно на фоне событий на Ближнем Востоке. В этом случае ЦБ РФ прогнозирует ускорение инфляции в России до 11-13% годовых. А возвращения экономики к сбалансированным темпам роста в условиях мировой турбулентности в последующие три года не случится. Здесь я считаю важным отметить лишь тот момент, что реальная инфляция у нас (особенно продуктовая) и так уже достигла и даже превысила эти возможные негативные показатели в 11-13%. Так что особо напугать нас уже не получается.
Подводя итог этому обзору установлений и прогнозов на наступающий 2024-й год, следует сказать: вряд ли будет легче, чем в году уходящем. А скорее всего – будет труднее. Россия никак не может окончательно изолироваться от мировой экономики, по крайне мере, западной ее части, не может стать полностью самодостаточной и окончательно «импортозаместиться».
Поэтому влияние западного мира, его злонамеренного давления будет ощущаться, увы, все сильнее (здесь я и рад был бы ошибаться!). Насколько мы продолжим успешно и эффективно сопротивляться, а то и наступать – настолько минимизируются для РФ все риски и последствия нынешнего глобального экономического и политического противостояния в мире.
Олег Комаров, доктор экономических наук