Воскресенье Май 05, 2024

Олег Комаров: «Что день грядущий нам готовит?»

ФОТО: business-vector.infoПредседатель саратовского регионального отделения «Партии Дела» Олег Комаров о 2-м полугодии 2023 года
К началу июля текущего года Россия подошла с нестабильным экономическим положением, в чем видна роль геополитических событий и определенной стратегии финансового блока правительства страны.
На наших глазах в очередной раз снижается курс рубля к доллару и евро. Это происходит на фоне дешевеющей нефти и завершения налогового периода. Возможно, конечно, что курс подскочил из-за единого дня уплаты налогов, когда в бюджет были перечислены НДС, страховые взносы, НДФЛ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акцизы.
Но лично мне ближе экспертная версия о том, что с помощью ослабления рубля у нас пытаются закрыть триллионные дыры в федеральном бюджете. Это давний и испытанный метод наполнения казны, а тот факт, что тем самым разгоняется инфляция – чиновников волнует не сильно. Им надо отчитаться, что денег в стране хватает. А цены…​ Ну что цены? Как подскочили, так и отскочат. Когда-нибудь…
Видимо, поэтому и Банк России заговорил о повышении ключевой ставки с 7,5%. Дескать, это нужно для стабилизации инфляции вблизи 4% в 2024 году, а в текущем году, получается, инфляция пусть порезвится?
Вроде бы декларируется, что борьба с ростом цен по-прежнему имеет для российского финансового регулятора высший приоритет. Но эта странная борьба идет как бы параллельно с галопирующими ценами, и от массового переписывания ценников в тех же продуктовых магазинах нас пока что будет удерживать, пожалуй, лишь сезонный фактор, дешевеющие с середины лета овощи и фрукты. А вот что будет к зиме?
Особенно волнует предполагаемая коррекция (секвестр) бюджета РФ. И если я правильно понял, то планируется увеличение расходов примерно до 31 трлн. рублей, а снижение доходов – до 25 трлн. рублей. То есть, мы хотим официально увеличить бюджетный дефицит до 6 трлн. рублей, показав тем самым, похоже, цену геополитических изменений последних полутора лет.
Как известно, в июне федеральный Минфин вообще прекратил публикацию текущих сведений об исполнении бюджета.​ Но путем анализов и сопоставлений мы можем составить более-менее правдивую картину происходящего в финансовом секторе страны. Скептики говорят о возможном увеличении бюджетного дефицита даже до 8 триллионов рублей. И если не будет решительного секвестра трат и расходов, то нас ждет именно это печальное будущее, напоминающее ситуацию начала 90-х.
По некоторым расчетам, за последние 12 месяцев (июнь 2022-го – май 2023-го) накопленный дефицит бюджета составил уже те самые 8,3 трлн. рублей ( было 4,9 триллиона в июне-декабре 2022-го + 3,4 трлн. рублей в январе-мае 2023-го).
Не многовато ли мы стали расходовать при падающих из-за санкций доходах? Ведь мы видим картину, что там, где еще недавно у нас в бюджете были три нефтедоллара, остался теперь один. А нашли ли мы, чем будем замещать выпадающие нефтегазовые, иные сырьевые доходы? Конечно, здорово, что мы, наконец, «слезаем с нефтяной иглы», о чем мечтали поколения дальновидных экономистов. Но подстелили ли мы соломку в то место куда слезаем или даже падаем? Тем более, что фундамент российской экономики, что ни говори, а остается прежним - доходы от продажи энергоносителей. Ослабление прочности фундамента – тревожный знак. Ведь нефтегазовые доходы бюджета в январе-мае уже упали в два раза по сравнению с прошлым годом​ —​ с 5,6 трлн. до 2,8 трлн. рублей. Неужели можно ждать, когда цены рухнут еще больше?
Надо, наконец, волевыми мерами правительства прекратить продолжающийся отток капитала из РФ, а оставшиеся запасы денег начать вкладывать в развитие новой индустриализации страны, в малый и средний бизнес, в ​ срочную массовую подготовку кадров инженерных и рабочих специалистов – только это вытянет нас из той трясины, куда санкции медленно, но верно продолжают засасывать экономику России.
Оттягивание трудных, но неизбежных экономических решений нам не поможет, зажмурив глаза удар стихии не остановишь. Нельзя принимающим решения людям функционировать лишь, как пишут СМИ, «в режиме наблюдения за грызней лоббистов и контратаками госфинансистов».
Мне кажется, необходимо четко выделить финансовые приоритеты, важные для выживания и развития экономики РФ, надо резко изменить привычную структуру госрасходов, сложившуюся еще в мирное время.
К сожалению, как предсказывают аналитики, в ближайшем будущем нас ждет, скорее всего, реализация двух предложений: повысить налоги и (или) провести секвестр бюджета. Министр финансов РФ так и говорит: «Либо мы будем увеличивать дефицит, и тогда будет расти инфляция. Либо мы увеличиваем налоги. Либо мы наши дополнительные расходы возьмем из нашего же бюджетного пирога». Ему отвечает глава ЦБ: «Если не повышать налоги, тогда надо резать расходы, надо решиться либо на то, либо на другое — иначе не бывает». А пока господа спорят, у народа лбы начинают трещать.
Экономические власти как огня боятся резкого роста инфляции. Но, скажем, ослабляя курс рубля и увеличивая количество напечатанных рублей – не к этому ли сценарию мы движемся? Надо как-то снимать все эти экономические противоречия, иначе жди неприятностей еще большего масштаба…
Я примерно обрисовал картину того, что нас ждет во 2-м полугодии. Неизбежно, на мой взгляд, сокращение расходов гражданского назначения.​ Неизбежна «приоритизация расходов» в условиях длящейся СВО.
Например, первый вице-премьер Андрей Белоусов предлагает, что бюджетные расходы​ надо урезать на 10–15%, ​ а «приоритизации» (или секвестру) надо подвергнуть национальные проекты. На них, напомню, предусмотрено 3 трлн. рублей в бюджете 2023 года.
Но ведь, при исключении факторов хищений и коррупции при реализации нацпроектов, нельзя не признать очевидного: они нужны экономике страны. И мы не можем больше сокращать расходы на ту же медицину. Ведь хорошим тестом для нее была ситуация с ковидом, и тест мы провалили. Достаточно сравнить 326 умерших человек (на 100 тысяч населения) в очень бедной Индии и 993 человека в РФ! В три раза разница!
Можно ли в условиях необходимости воспитывать, и срочно, свои кадры для высоких технологий и дальше резать расходы на образование и науку в РФ? У нас совокупные расходы на науку в 2022 году не превысили 570 милрд. рублей, при том, что, например, одна только китайская фирма Huawei израсходовала на НИОКР в 2022 году по крайней мере в полтора раза больше!
Ведь понятно же, что нам больше не дадут возможностей закупать высокие технологии и, тем более, готовую современную высокотехнологичную продукцию. А с какими кадрами мы станем все это импортозамещать, изобретать свой велосипед? И поможет ли в этом деле полузадушенный малый бизнес, без развития которого движения страны вперед ждать не приходится? А ведь крупные государственные гиганты, как правило, только потребляют ресурсы, насчет же прибыли там всегда туго.
В общем, по моему мнению, наступает время решительных экономических изменений, крутых мер. Вряд ли получится просто наращивать бюджетный дефицит и смотреть, что из этого выйдет.