Пятница Май 17, 2024

Что нам принес ВЭФ?

Олег Комаров. ФОТО: vzsar.ruМнение Председателя Саратовского реготделения «Партии Дела» Олега Комарова
Завершился Восточный экономический форум (ВЭФ) во Владивостоке. Для тех, кто считает, что это было нечто далекое и не слишком важное, приведу только один довод: в таком случае наш глава государства туда бы не полетел. Да, у него была крайне необходимая внешнеполитическая встреча с северокорейским коллегой, однако, важность контактов с мировым бизнесом пока еще никто окончательно не отменял.
Еще аргумент: для того, чтобы просто толочь воду в ступе во Владивосток не приехало бы порядка 2400 представителей российского и иностранного бизнеса представляющих более чем тысячи компаний. Да основные делегации отправили на ВЭФ такие страны, как Китай, Индия, Мьянма, Филиппины, Лаос, Монголия. ​ Но международное деловое сотрудничество в изменившемся мире волнует сегодня и страны, которые к нам относятся теперь вполне враждебно. Так что участники ВЭФ приезжали и из США, Великобритания, Японии, Германии, Франции. О многом говорит и тот факт, что, по утверждению организаторов ВЭФ там было подписано 373 соглашения на общую сумму 3,8 трлн. рублей.
Что ни говори, а Дальневосточный федеральный округ занимает 40% территории РФ, располагает почти половиной наших лесов и​ запасов золота. И если мы это потеряем (а такая угроза ввиду близости Китая всегда актуальна) – России в целом придется очень туго. Поэтому нам важно беречь стратегические запасы руд, природных богатств (там ловится до 70% рыбы), надо сохранять важнейшие, стратегические предприятия, морские порты и​ железные дороги.
Форум показал, что за истекшие десять лет серьезного ухудшения ситуации не произошло. Но только в плане развития некоторых социально-экономических направлений, о которых сказал Владимир Путин: «…грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза, ввод жилья – в 1,3 раза, электропотребление – в 1,2 раза, годовая добыча золота на востоке страны выросла в 1,6 раза, угля – в 2,8 раза».
Однако, стала страдать логистика и, в первую очередь - ​ морские грузоперевозки. Россия довольно резко повернула свои экономические и политические интересы на Восток. Но поиск новых рынков - дело очень непростое. Бизнес с трудом осваивает новые условия, да те же транспортные компании по множеству причин уходят с рынков. Но беда с логистикой – дело поправимое с течением времени. А вот что делать с тем, что чуть ли не треть жителей хотят уехать с Дальнего Востока? ​ Об этом говорят исследования ЦСП «Платформа», проведенные перед ВЭФ. Так, только в 2022 году Приморье покинули 61 тысяча человек при населении 1,82 млн. А, например, Хабаровский край покинуло почти 50 тысяч человек при населении 1,28 млн. – эти регионы потеряли по 4% населения. И если каждый год так – то, что там будет через 20 лет? Человеческая пустыня? Трудовые ресурсы вымываются, замещаясь приезжими из-за китайской или вьетнамской границы.
Хорош ли для экономики РФ и Дальнего Востока стремительный дефицит рабочей силы, причем, именно национальной? Только за лето количество доступных рабочих мест по России выросло на целых 156% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Да, при этом для рабочих и инженеров зарплаты повысились примерно на треть, но это не помогает. И вот среди прочего на ВЭФ обсуждался острый вопрос: а как удержать в стране и, в частности, на Дальнем Востоке нужные для развития кадры?
А еще лично меня, например, насторожил тот момент, что в рамках ВЭФ на первый план неожиданно вышла тема приватизации и национализации крупного бизнеса. Конечно, что тут обсуждать? В нынешних сложных условиях для экономики РФ важнее стабильность, чем некие второстепенные основания, чтобы отобрать активы у ныне действующих собственников. И хорошо, что это понимает и верховная власть в стране, и тот же министр экономического развития Максим Решетников. По его мнению, пересмотр итогов приватизации – это «путь в никуда», это процесс, который может демотивировать многих предпринимателей. Время ли сегодня «махать шашкой» добавлю я от себя,  когда наоборот, надо всех вокруг консолидировать и мотивировать к развитию или, как минимум, удержанию позиций?
Помощник президента по экономике Максим Орешкин тоже верно отметил: «Управление из Москвы заводами в регионах к хорошим результатам не приводит, руководить должны заинтересованные в прибыли люди на местах». ​Герман Греф прав, говоря, что «…тенденция на национализацию нарушает два базовых столпа, на которых зиждется рыночная экономика: право собственности и стабильность хозяйственного оборота». Или мы хотим рыночную экономику опять разрушить, как это было сто лет назад, с соответствующими последствиями?
Лично я считаю, что нельзя сегодня обвинять бизнес в проблемах страны. Здесь надо внимательнее посмотреть на действия федерального правительства, что, кстати, и сделал наш президент на сессии ВЭФ, отметив, что это именно оно (а не бизнес!) «…не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть». Потому у нас и цены на заправках стали запредельными и даже до дефицита топлива стало доходить.
Другой вопрос, который обсуждался в кулуарах, да и на площадках ВЭФ: а правильно ли сделали монетарные власти РФ, что стремительно тающий бюджет страны «залатали» обвалом рубля?
Вот радостный федеральный Минфин отчитался о рекордных нефтяных доходах. В минувшем августе доллар подскакивал выше 100 рублей, а евро стоил дороже 110 рублей, и за тот месяц государству удалось собрать с нефтяников 745,8 млрд. налога НДПИ (на 34% больше, чем за июль). Поступления экспортной пошлины на нефть выросли почти до 27 миллиардов рублей, превысив июльские на 39%.
Кому – радость, кому – горе. Да, с одной стороны, каждый рубль роста валютного курса приносит в бюджет около 100–120 млрд. рублей дополнительных годовых доходов, как говорят эксперты. Но, с другой стороны, закрывая одну брешь, мы расширяем другую: снова бешено растут цены, падают кредитные возможности бизнеса, что ведет к обвалам, или к стагнации и деградации.
Конечно, в итоге всех этих, так сказать, «махинаций» бюджет получит около триллиона рублей нефтегазовых сверхдоходов. Но не потеряет ли больше страна от инфляции, от роста цен на тоже топливо? Ведь это же чистое разорение для всех – от простых автомобилистов, до некрупных бизнесменов.
В общем, всю эту обеспокоенность представители предпринимательства на ВЭФ высказали. Что из всего сказанного услышала наша верховная власть, и что она предпримет (или не предпримет) – покажет только ближайшее время.
Олег Комаров, Председатель Саратовского реготделения «Партии Дела», доктор экономических наук.