Статьи
Пятница Апрель 19, 2024

Общественный транспорт в Саратове в ожидании конкурса: от нового тендера опять ждут скандалов и нарушений

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
ФОТО: Игорь ОсовинЕще на прошлой неделе саратовская мэрия должна была объявить конкурс на перевозки по одному из самых значимых городских маршрутов — №6.
Напомним, в прошлом году свидетельство на право перевозки по нему получило ООО «Пассажиртранс». Однако суд отменил его из-за отсутствия на маршрутах автобусов, в которые могут попасть маломобильные саратовцы. Теперь чиновники должны объявить новый конкурс, но не факт, что его итоги будут другими: чиновники уже не раз закрывали глаза на нарушения со стороны «нужных» перевозчиков. Впрочем, в этот раз шанс на добросовестный тендер все же есть: участники рынка, а также правоохранительные и надзорные органы будут весьма пристально следить за ним.
Инвалиды есть, автобусов нет
Напомним, сам конкурс состоялся в июле прошлого года, лот № 6 включал четыре маршрута: № 6 «Пос. Комсомольский – ТЦ «Хэппи Молл», № 7 «Стадион «Волга» — Станция «Князевка», № 38 «ООО «Саратоворгсинтез» — Ул. Лесная» и № 43 ООО «Саратоворгсинтез» — Дачи «Нитрон» (сезонный)».
Нарушения со стороны победителя по лоту ООО «Пассажиртранс» вскрылись почти сразу, что, впрочем, не помешало чиновникам мэрии Саратова подписать акт о приемке автобусов.
Однако добросовестные перевозчики не стали закрывать на это глаза, подав иск в арбитраж. В июле этого года суд аннулировал итоги конкурса и свидетельства на перевозки. Причем поводом для этого стало нарушение прав маломобильных групп населения – инвалидов-колясочников.
«Пассажиртранс» в конкурсной заявке указывал, что для всех заявленных 42 автобусов указал «наличие в салоне накопительной площадки для пассажиров, инвалидов и пассажиров с колясками». За что и получил максимальные баллы в ходе конкурса.
Однако в суде выяснилось, что это не так. Были представлены убедительные доказательства того, что минимум шесть автобусов являются высокопольными, да еще с тремя ступеньками, разделенными посредине поручнем — так что никакую коляску в салон не втащить, ни инвалидную, ни детскую . Нет и пандусов или иных приспособлений для безопасной посадки и высадки пассажиров с ограниченными возможностями.
Все это подтвердил и назначенный судом независимый эксперт, а также эксперимент, проведенный с участием саратовского общества инвалидов«Ты не один» и инвалида-колясочника Дмитрия Митракова. Он так и не смог попасть в аналогичный автобус, а еще обратил внимание на крохотную разворотную площадку и отсутствие фиксирующих ремней на ней.
Чиновники и представители «Пассажиртранса», правда, с привычным цинизмом пытались доказать, что неважно как на такую площадку попадают инвалиды – главное, что она в автобусе есть. Проще говоря, и чиновникам, и перевозчику, похоже, оказалось все равно – воспользуется ли инвалид-колясочник автобусом или нет, главное – все галочки в конкурсной документации на своих местах.
Суду такие доводы не понравились: он назвал «взаимоисключающим обстоятельством» наличие накопительной площадки для инвалидов в отсутствии возможности доступа инвалида к такой площадке. И посчитал, что такой подход говорит о формальном отношении к заявленным участником конкурса характеристикам. Решение первой инстанции подтвердила и апелляция.
Кручу-верчу, обмануть хочу
Более того, из заявлений в прокуратуры Саратова, Энгельса и Саратовской области, а также Генпрокуратуру РФ и УФАС юриста Гелены Алексеевой, по которым сейчас ведется проверка, становится ясно, откуда растут ноги у выявленных в суде нарушений.
По данным заявителя, «Пассажиртранс» с удивительной постоянностью выигрывает тендеры в Саратове одними и теми же низкопольными автобусами. Этими же автобусами выиграны конкурсы ИП Александром Щауловым в Энгельсе. И на все выигранные ими маршруты – их не менее 12, – их явно не хватает.
По подсчетам Гелены Алексеевой, «Пассажиртранс» должен в итоге иметь на праве собственности или другом законном основании не менее 69 автобусов малого класса не старше 3 лет, из которых 33 должны иметь низкий пол салона. А с учетом обслуживаемых этим же предприятием междугородних и пригородных маршрутов – и все 250 автобусов разного класса. При этом в реестре Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора в сфере транспорта в лицензии ООО записано лишь 155 автобусов. А на всю Саратовскую область в реестре записано всего лишь 48 низкопольных автобусов, которые рассредоточены по разным юрлицам и ИП.
Ларчик открывается просто. Осмотр автобусов для части маршрутов «Пассажиртранса» проходил, по данным юриста, на площадке официального дилера завода ГАЗ – в ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер» в пос. Зоринский.
— Представленные ООО «Пассажиртранс» к осмотру транспортные средства не имели государственных регистрационных номеров, представлялись к осмотру на основании договоров аренды с ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер», После пройденного осмотра осмотренные транспортные средства были реализованы ООО «АвтоцентрГАЗ-Лидер» иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе за пределы Саратовской области, и только часть была приобретена ООО «Пассажиртранс» и аффилированными ему индивидуальными предпринимателям, — утверждает юрист.
Говоря простыми словами, ООО арендовала на время осмотра новые современные автобусы у дилера, но потом эти автобусы были проданы другим юрлицам и ИП, в том числе за пределы региона. А часть машин – аффилированным «Пассажиртранс» предпринимателям. Победитель же тендера, выпустил на маршруты №№ 3, 46, 81, 94, 64Д и т.д. — совершенно другие автобусы.
Аналогичная ситуация, по мнению заявителя, наблюдается на маршрутах №№ 52,103, 66, 65, 14, 78, обслуживаемым ООО «Юпитер-В» и ИП Паршиным Д.В.
— Считаю, что между вышеуказанными хозяйствующими субъектами имеется антиконкурентный сговор, направленный на получение необоснованного преимущества при торгах, — заключила юрист.
Не видеть этого чиновники администраций Саратова и Энгельса просто не могли.
— Несмотря на явное не исполнение перевозчиком ООО «Пассажиртранс» принятых на себя по итогам открытых конкурсов обязательств, уполномоченный орган местного самоуправления – комитет дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» допускает очевидное бездействие, создающее преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, — констатировала г-жа Алексеева.
Кстати, смешно, но, по данным инсайдеров, и.о. главы города Лада Мокроусова на встрече с перевозчиками спрашивает их об обновлении подвижного состава. Хотя если судить по конкурсным заявкам победителей, на улицах Саратова и так ездят автобусы, едва ли не вчера спущенные с конвейера.
Но, кажется, г-же Мокроусовой все же стоит задаться вопросом о том, почему реальность кардинально отличается от нарисованной ее подчиненными картины. Тогда, вероятно, и г-жа мэр не будет попадать впросак с такими вопросами, а ее подчиненные перестанут ее подставлять.
«БВ» же намерен пристально следить за новым конкурсом и освещать и заявки участников, и оценки чиновников.
ФОТО: Игорь Осовин