Прямая речь
Четверг Апрель 18, 2024

Борьба с преступностью в Саратовской области в 2000 году

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Павел Сальников. ФОТО: www.sarbc.ruГенерал-лейтенант милиции Павел Сальников на коллегии областного УВД:

– Главное в нашей работе, как этого требует Президент России, министр внутренних дел и губернатор и прокурор области - обеспечение диктатуры закона, надежного правопорядка, усиления борьбы с преступностью на всех направлениях. Отмечу, что при активной поддержке губернатора, областных правительства и думы, Главного федерального инспектора по Саратовской области, во взаимодействии с прокуратурой и всеми правоохранительными структурами области проделан значительный объем работы.

В рамках федеральной и областной программ по усилению борьбы с преступностью осуществлен комплекс мероприятий, направленных на обуздание ее роста, обеспечение охраны правопорядка и безопасности граждан.  В целях усиления борьбы с экономической и организованной преступностью большое внимание было сосредоточено на улучшении взаимодействия с прокуратурой, управлениями ФСБ, Приволжским УВДТ, Саратовским управлением по борьбе с оргпреступностью, таможней. Приняты меры по противодействию криминалу в сферах алкогольного бизнеса, оборота цветных металлов, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов.  Не прекращается большая и важная работа по обеспечению антитеррористической безопасности. В течение года проведено 6 этапов операции «Вихрь-Антитеррор». Только в ходе последнего из них изъято 122 единицы огнестрельного оружия, более 12 тысяч боеприпасов, 30 взрывных устройств, 21 килограмм взрывчатых веществ. Бдительными сотрудниками ГИБДД в Новобурасском районе была задержана легковая автомашина, в которой находились чеченец и два аварца. При досмотре изъято 5 гранатометов.  Осуществлена сплошная отработка жилого сектора и объектов с массовым пребыванием людей. Усилена охрана особо важных объектов и жизнеобеспечения. Следствием активизации работы по противодействию терроризму явилось изъятие за прошедший год из незаконного оборота более 500 «стволов», около 16 тысяч боеприпасов, 166 килограммов взрывчатых веществ. Принятые меры, в свою очередь, повлияли на сокращение на 19% числа преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия. Но главное для нас то, что в городах и районах области не допущено диверсий и жертв. Мы прожили этот год без террористических актов только благодаря повышенной бдительности всех властных и правоохранительных структур, всего населения.

Вместе с тем, отмечу, что активность в проведении контртеррористических мероприятий неоправданно снижается. ... Нельзя позволить угрозе терроризма из Северо-Кавказского региона расползтись по всей стране. Сегодня эту задачу выполняют, в числе других, и наши сотрудники, находящиеся в Грозненском временном отделе внутренних дел. Ими проводится работа по обеспечению конституционного порядка, пресечению терактов, выявление незаконных вооруженных формирований, изъятию из незаконного оборота оружия, взрывчатых и наркотических веществ. Проведено около 300 спецопераций. Обнаружено 157 складов с боеприпасами и оружием. Из незаконного оборота изъято значительное количество оружия, гранат и мин.  Уничтожено около 900 подпольных минизаводов по переработке нефти.  Во временном отделе уже отслужили свыше 1400 сотрудников областной милиции. За образцовое выполнение служебного долга, проявленное мужество и героизм более 200 из них представлены к государственным наградам, около 600 - поощрены правами губернатора области и начальника УВД. Министром внутренних дел Владимиром Рушайло при посещении Грозненского (сельского) отдела была дана высокая оценка деятельности этого подразделения. Сегодня в МВД России прорабатывается вопрос об увеличении объема служебно-боевых задач и расширении реального контроля над обслуживаемой территорией. Это потребует от нас еще более тщательного подхода в вопросах отбора, подготовки сотрудников, в связи с изменившейся спецификой деятельности.  Предстоит решить много проблем, связанных с материально-техническим, ресурсным и бытовым обеспечением работы создаваемых территориальных отделений.

Говоря о состоянии оперативной обстановки на территории области отмечу, что благодаря повышению эффективности работы подавляющего большинства служб и подразделений управления внутренних дел удалось не только сохранить контроль над складывающейся криминальной обстановкой, но и несколько оздоровить ее состояние. По некоторым направлениям деятельности улучшены основные показатели работы.

Среди коллективов горрайорганов, добивающихся стабильных результатов в борьбе с преступностью и охране правопорядка следует отметить Балтайский, Турковский РОВД. А наилучших успехов в оперативно-служебной деятельности в 2000 году добились УВД Заводского района, Ершовский, Новобурасский РОВД. В целом, подавляющее большинство личного состава честно и самоотверженно выполняет служебный долг. Именно благодаря их каждодневной напряженной работе мы смогли улучшить основные результаты оперативно-служебной деятельности. От имени руководства УВД хочу поблагодарить рядовых бойцов правопорядка, а также честных и заботливых командиров, начальников.  абсолютное большинство присутствующих в зале. за проделанную работу. К сожалению нам не удалось избежать потерь среди личного состава. При выполнении служебного долга в Чеченской республике погибли наши боевые товарищи, для многих близкие друзья:

1.         Воротынов Дмитрий Николаевич - начальник отделения СОБР УБОП,

2.         Смирнов Иван Валентинович - оперуполномоченный СОБР УБОП,

3.         Жемоедов Олег Иванович - инспектор ПВС Питерского РОВД,

4.         Малейчик Дмитрий Михайлович - милиционер-кинолог УВД Энгельса.

По итогам года отмечается сокращение преступности на территории почти половины районов области. Существенно снизился ее уровень в Алгайском, Екатериновском, Питерском районов. Общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось лишь на 1,8% и составило почти 46,4 тысячи. Рост преступности произошел, в основном, за счет инициативно выявленных преступлений в сфере экономики - на 15,5% (5,3 тысячи), незаконного оборота оружия - на 30,5% (1,2 тысячи) и наркотиков - на 46,7% (4,5 тысячи). По ряду тяжких видов посягательств произошло снижение числа зарегистрированных преступлений. Наиболее существенное сокращение затронуло имущественные и корыстно-насильственные посягательства. На 9,7% меньше зарегистрировано разбойных нападений, на 8,2% - грабежей, на 10,8% - краж из магазинов, на 17,3% - краж скота. Уменьшилось число угонов (-20,5%) и краж автомобилей (-12,1%), фактов вымогательства (-37,5%), хищения оружия (-19,4%). Устойчивый характер носит спад преступных проявлений в общественных местах (-6,0%) и на улицах городов и населенных пунктов (-0,4%).

Несколько сократилось число тяжких телесных повреждений (-3,7%).  Замедлились темпы прироста умышленных убийств и причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом. Значительная часть этих показателей лучше средних по России и Приволжскому федеральному округу. Улучшены результаты деятельности на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Возросло количество раскрытых преступлений (+1%), в том числе тяжких и особо тяжких (+0,7%), а также совершенных участниками организованных преступных групп и сообществ (+21,6%). Увеличилось число выявленных преступных посягательств в экономике компетенции криминальной милиции (+10,0%), в том числе проявлений коррупции, взяточничества. На 65% больше пресечено фактов сбыта наркотиков. В целом общая раскрываемость преступлений возросла до 80,5% (+1,1%), в том числе тяжких и особо тяжких видов. до 70,7% (+1,1%), что значительно лучше, чем в среднем по России и Приволжскому округу.

Но не везде так успешно складывается обстановка, как хотелось бы. В структуре преступности увеличилась доля особо тяжких посягательств (с 4,1 до 5,5%), а их число возросло на 35% (2,6 тысячи). Совершено больше преступлений против личности. Почти в половине районов возросло количество умышленных убийств и случаев причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом. Количество грабежей и разбойных нападений возросло в каждом третьем, квартирных краж - в каждом втором районе области. Как видите, говорить о стабилизации криминальной ситуации в области пока рано.  Позитивные сдвиги в динамике регистрируемой преступности, весьма неустойчивы. При этом в значительном числе районов области, даже по сравнению с прошлым годом, оперативная обстановка не стала менее напряженной. Скорее наоборот.

Я не буду подробно останавливаться на положительном. О достигнутых результатах все прекрасно знают. Необходимо уделить больше внимания тем проблемам и вопросам, где мы пока не дорабатываем. К сожалению, конечные результаты оперативно-служебной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел далеко не всегда и не везде соответствуют их потенциальным возможностям, а также масштабам криминальной угрозы. Принимаемые меры во многих районах не дают должной отдачи. Не все благополучно в борьбе с экономической преступностью. Не для кого не секрет, что именно в наиболее доходных отраслях экономики пустила корни организованная преступность.  Поэтому борьба с экономическими посягательствами и подрыв финансовой базы ОПГ являются для нас приоритетными направлениями.  Действительно, общие показатели текущего года выглядят несколько лучше.  Однако, пока их нельзя назвать адекватными степени криминализации экономики и соответствующими тем задачам, которые стоят в этой сфере перед органами внутренних дел. К сожалению, непредвзятый анализ свидетельствует, что нерешенных проблем здесь, по-прежнему, более чем достаточно. Об этом мы подробно говорили несколько дней назад при подведении итогов работы Управления по борьбе с экономическими преступлениями за 2000 год. Пора уже от слов переходить к делу!

Необходимо направить основные усилия оперативных служб на пресечение наиболее опасных, наносящих существенный ущерб экономических преступлений.  Между тем почти в трети районов сократилось количество выявленных хищений, наиболее значительно в Волжском, Вольском, Марксовском. В каждом четвертом РОВД меньше вскрыто присвоений и растрат в крупном размере, в том числе в Красноармейском, Калининском, Дергачевском. Мало того, что в этих условиях пятая часть горрайорганов не смогли активизировать работу по выявлению экономических преступлений, многие продолжают заниматься преимущественно кражами, отодвинув на второй план работу по пресечению присвоений и растрат вверенного имущества, преступлений против государственной службы, фактов взяточничества. В их числе Петровский, Аткарский, Лысогорский РОВД.

Несмотря на то, что в целом на 14% возросло число уголовных дел по экономическим преступлениям, направленных в суд, их удельный вес сократился. На эти же 14% величилось число прекращенных уголовных дел из-за отсутствия состава или события преступления. К сожалению, этим перечень претензий не исчерпывается. Серьезным поводом для озабоченности, должны стать сбои в противодействии мошенничеству, лжепредпринимательству, незаконной банковской деятельности, отмыванию денежных средств.  Самого пристального внимания заслуживает критическая ситуация, сложившаяся в сфере борьбы с проявлениями организованной преступности в экономической сфере. От начальников районных управлений и отделов внутренних дел требую продолжать наращивать усилия на этом направлении работы. Я считаю, что нужно повышать ответственность за организацию борьбы с оргпреступностью не только руководителей УВД Сальникова и Латухина и начальников Управлений уголовного розыска Ченцова, БЭП Супрунца, но и руководителей специальных подразделений Прошина, Дегтярева, Желанова. Всем пора смелее брать на себя и инициативу, и ответственность. Но при этом не заимствовать результаты у территориальных органов и записывать их в свой актив, а самим активнее работать и координировать деятельность низовых подразделений уголовного розыска, БЭП, всех оперативных служб.

Как уже отмечалось ранее, основная тяжесть работы в борьбе с преступными формированиями лежала и лежит на горрайорганах милиции. В истекшем году ими раскрыто 204 или 73% ото всех выявленных в области преступлений, совершенных членами ОПГ ОПС. И поэтому руководителям указанных спецподразделений необходимо постоянно поддерживать и повышать уровень взаимодействия с горрайорганами не местах. У нас же отдельные незрелые руководители не понимают всю важность усиления делового сотрудничества, проявляют узковедомственный подход в решении общих задач по борьбе с оргпреступностью.

Не менее важной задачей чем противодействие преступным формированиям является борьба с коррупцией. Несмотря на зримое увеличение количества вскрытых преступлений против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы (+32,7%), их число сократилось в четверти горрайорганов, наиболее значительно в Заводском, Петровском, Ершовском и Воскресенском РОВД. В каждом пятом отделе уменьшилось количество выявленных фактов взяточничества. В более чем трети . вообще не выявлено ни одной взятки. Кроме этого, из 88 уголовных дел, возбужденных в области по фактам взяточничества, в суд направлено чуть более половины, остальные прекращены по различным основаниям. Это уже серьезные претензии к качеству нашей деятельности.

Не на должном уровне находится нагрузка на одного оперуполномоченного по количеству спецаппарата и получаемой информации. Мало оперативных дел заведено в сфере топливно-энергетического комплекса, кредитно-финансовой системе. Да и в других службах дела обстоят не лучше. Нагрузка на сотрудников уголовного розыска и подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ниже среднероссийской. В каждом четвертом горрайоргане снизилось количество раскрытых преступлений по оперданным, наиболее существенно в УВД г.Балаково, Петровском, Калининском, Лысогорском, Татищевском.

Не меньшую тревогу вызывает низкая результативность усилий, направленных на борьбу с организованными преступными группами, которые занимаются наркобизнесом. На фоне роста в семь с лишним раз выявленных наркопреступлений, к совершению которых причастны участники криминальных структур, в подавляющем большинстве РОВД плохо вскрываются подобные факты.  Между тем наркорынок продолжают активно осваивать и расширять свое присутствие на нем поставщики .жестких. наркотиков зарубежного происхождения. Из изъятых 500 килограммов наркотических средств, 15 килограммов составляет героин. Однако перекрыть созданные криминальными структурами каналы их поступления, выявить всю цепочку наркобиснеса, установить сбытчиков и производителей не удается. И здесь парадокс! Именно поэтому массив нераскрытых наркопреступлений возрос в трети горрайорганов (в среднем по области на 80%), а связанных со сбытом наркотиков . более чем в 2 раза.

В наступившем году необходимо наращивать усилия в борьбе с незаконным оборотом наркотических и сильнодействующих веществ, прежде всего по перекрытию каналов их поступления в область. Принимать меры по расширению оперативного присутствия в среде наркодельцов, выявлению всей цепочки торговцев наркотическим зельем. Существенно осложняет оперативную обстановку рост умышленных убийств (+11,7%) и фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (+5,0%), особенно на территории Фрунзенского, Энгельсского, Лысогорского, Волжского, Октябрьского, Пугачевского, Ровенского. В результате дополнительно принятых совместно с прокуратурой мер, направленных на раскрытие и расследование данной категории преступлений существенно улучшилась их раскрываемость, которая по убийствам даже превысила среднероссийский уровень. В то же время заметно снизилась раскрываемость умышленных убийств в Советском, Дергачевском, Краснопартизанском, Базарно-Карабулакском, Красноармейском районах. В течение 2-х лет остается низкой (50%) раскрываемость убийств в Вольском и Марксовском ГРОВД.

Не на должном уровне остается деятельность по предупреждению убийств и тяжких телесных повреждений. Увеличилось число указанных преступлений, совершенных в быту, лицами в нетрезвом состоянии, рецидивистами, несовершеннолетними, а так же лицами без определенных занятий и источников доходов. То есть профилактическая работа с данными категориями граждан организована слабо. Здесь много претензий и к участковым инспекторами, и зональным оперуполномоченным вышеперечисленых горрайорганов. В наступившем году необходимо обратить особое внимание на этот участок работы, проанализировать состояние работы по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, в первую очередь - против личности, разработать конкретные меры по ее активизации. Во взаимодействии с милицией общественной безопасности - более действенно организовать профилактику убийств, причинений тяжкого вреда здоровью на бытовой почве. Кроме этого, одной из важнейших на сегодняшний день задачей является решение многочисленных проблем, связанных с повышением эффективности деятельности милиции общественной безопасности.

Казалось бы, многолетний опыт организации работы нарядов патрульно-постовой службы в системе единой дислокации должен исключить любые сбои в их работе. К сожалению, на практике этого не происходит.  Изменения в оперативной обстановке своевременно не отслеживаются, в результате маневр силами и средствами проводится с опозданием. Контроль за работой нарядов осуществляется зачастую формально. В результате это приводит к тому, что, например, в областном центре не раскрывается более трети преступлений, совершенных на улицах. В целом по области в 2 раза возросло число убийств, более чем в 1,5 раза . фактов причинения тяжкого вреда здоровью, на 19% - разбойных нападений, совершенных на улицах крупных населенных пунктов. Увеличилось число уличных преступных посягательств, совершенных лицами в нетрезвом состоянии (+2,9%). Слабая организация работы и приниженная требовательность непосредственных руководителей подразделений ППС стали причиной низких результатов работы.  Патрульно-постовыми нарядами изъято всего 10 единиц огнестрельного оружия и 3 килограмма наркотиков, что крайне мало! При этом большинство районных подразделений ППС вообще ни разу не изымали наркотики.  Остается сложным положение с подростковой преступностью. При снижении среднем по области на 7,6% числа преступлений со стороны несовершеннолетних, в трети районов наблюдается их рост. В целом в профилактической работе остается много нерешенных проблем. Продолжает снижаться количество выявленных преступлений двойной превенции. На местах еще недостаточно внимания уделяется предупреждению преступлений в среде семейно-бытовых отношений. Явно недорабатывают участковые инспектора.  Большинству совершенных преступлений предшествовали семейные конфликты, пьянство и бездеятельность сотрудников милиции.  Необходимо повысить эффективность профилактической работы на приоритетных направлениях:

-предупреждение правонарушений несовершеннолетних, профилактика рецидивной, бытовой, «пьяной» преступности на основе постоянного контроля за образом жизни и поведением граждан, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел;

-профилактика хищений сельскохозяйственной продукции и скота, запчастей к технике, ГСМ, краж цветного металла и проводов с линий электропередач.  Необходимо активнее проводить оперативную и профилактическую отработку пунктов приема лома цветных металлов, выявлять нелегальные, использовать все предоставленные законом возможности к прекращению их деятельности.  Активизировать усилия наружных служб по борьбе с преступлениями, совершаемыми на улицах и в общественных местах. Для этого принять исчерпывающие меры по повышению эффективности деятельности прежде всего подразделений патрульно-постовой службы.

Несколько слов о результатах оперативно-служебной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Собственно, никаких новаций в проблематике этого направления нашей работы не появилось. Могу лишь констатировать, что в совершенствовании следственной работы продвижение вперед хотя и есть, но малозаметное. Из-за сокращения числа принятых к производству уголовных дел (-1,6%), незначительно уменьшилось количество дел оконченных следователями (-1,5%), а также направленных в суд (-1,3%).  Несколько улучшилось качество предварительного следствия. Однако, несмотря на тенденцию к снижению числа дел, расследованных с нарушением сроков, практически каждое десятое дело попадает в эту категорию. Кроме того, среди отмеченных в ноябре прошлого года представителем Следственного комитета при МВД России недостатков названы: недостаточно активная работа по дополнительному выявлению и раскрытию следователями преступлений, малоэффективные меры по предупреждению возможности обвиняемых скрыться от следствия и ряд других.

Устранение всех этих недостатков необходимо взять под личный контроль.  Активнее влиять на низовые подразделения. Там где есть проблемы, выходить с инициативой об оказании помощи, а если это не помогает, то о привлечении к ответственности руководителей и следователей. Нужно повысить спрос с каждого следователя за конечные результаты работы, принять дополнительные меры по повышению качества предварительного следствия, сокращению фактов нарушения законности при производстве предварительного следствия, вынесения судами оправдательных приговоров.

Несколько слов о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения и стабилизации обстановки связанной с пожарами. Принятыми профилактическими мерами удалось насколько сократить количество дорожно-транспортных происшествий (-4%) и погибших (-1%) и раненых (-4%) в них людей. Однако, в ряде районов сложилась неблагополучное положение с обеспечением дорожной безопасности. Основной причиной создавшегося положения явилось снижение уровня профилактической работы, слабый контроль за соблюдением водителями правил движения и скоростного режима. По обеспечению противопожарной безопасности лучше также основные показатели работы лучше, чем в предыдущем году. Но ущерб от последствий пожаров остается достаточно высоким - более 30 миллионов рублей. На 10% увеличилось число погибших на них людей. Поэтому в обеспечении дорожной и пожарной безопасности следует принять дополнительные меры, направленные на снижение тяжести последствий ДТП и пожаров. Обеспечить снижение угрозы возникновения пожаров и как в жилом секторе, так и на предприятиях, в организациях и учреждениях. Далее.  Сохраняется ряд проблем в деятельности кураторов горрайорганов. Низкое управленческое воздействие на подразделения со стороны кураторов, неудовлетворительное, формальное осуществление особого контроля, приводит к тому, что в течение ряда лет одни и те же органы стоят на особом контроле, без каких либо качественных изменений в оперативно-служебной деятельности. Еще об одном. По сравнению с 1999 годом на 20% сократилось количество нарушений служебной дисциплины, допущенных сотрудниками органов и подразделений внутренних дел области. Но в тоже время наблюдается рост количества нарушений законности на 19%.

Источник: Министерство информации и печати Саратовской области

29 января 2001 г.

ФОТО: www.sarbc.ru

При поддержке общероссийской общественно-политической газеты "Русский расклад"