Пером и словом
Четверг Март 28, 2024

Кино должно быть под крылом у государства: продюсер фильма саратовец Олег Злобин о ситуации в киноиндустрии

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Советский плакат. 1925 г. ФОТО: artchive.ruИзвестный в Саратове издатель и медиадеятель Олег Злобин переехал в Москву и занялся продюсированием фильмов, приняв участие в создании картины «Легкое знакомство» режиссера Александра Крестникова. Она уже показывается в кинотеатрах, в том числе, саратовских.
Олег Злобин ответил «БВ» на вопросы о том, как сегодня снимается кино в России, оценив и ситуацию в киноиндустрии.
Надо как в Китае!
- После ухода западных прокатчиков, кинотеатры терпят убытки, кассовые сборы сократились вдвое. На государственном уровне говорится о том, что Россия сможет импортозаместить кинопрокат, эксперты утверждают, что для этого придется снимать от 150 до 300 фильмов ежегодно с минимум 60 заметными картинами. При этом нет никакой информации о государственных программах поддержки индустрии кино. На ваш взгляд, как сейчас складывается ситуация и каковы перспективы? 
-  Действительно, министр культуры России Ольга Любимова выразила надежду, что несмотря на трудности, связанные, в частности, с уходом крупных голливудских компаний с российского рынка, прокат уцелеет. Условием для этого она назвала необходимость выпуска 300 фильмов в год. А средства на поддержку кинематографии через Фонд кино на 2023 год выросли до 12 млрд.
Сейчас российский кинопрокат оказался в той же ситуации, что и гражданская авиация без массового производства собственных пассажирских лайнеров. В такой же ситуации могут оказаться наши аграрии – без семян или тех же, например, заквасок. Ведь, 95 процентов заквасок в стране – импорт! Без них, между прочим, ни один сыр или кисломолочный продукт отечественный не сделаешь. Если вдруг перекроют импорт, как Голливуд - кино, нам придется тоже «выражать надежду», что появятся сыры…
Индустрия кино – не только производство самого кино. Это киносети, прокатчики, дистрибьюторы. Десятилетиями все это кормилось за счет импортного контента. Неплохо кормилось. Пять мировых американских кино-корпораций, так называемые «мейджоры», выдавали на гора 80 процентов всего того, что показывалось на киноэкранах России.
Все крупнейшие отечественные прокатчики в основном привозили западные фильмы и попросту были «филиалами» мейджоров. Они сейчас в унынии: с доморощенным кино  еще надо работать, отсматривать, вести нудные переговоры с продюсерами. Изыскивать огромные средства на прессу, на ТВ-рекламу, на промокампании - без этого и отличное кино может пройти незамеченным.
То ли дело раньше: мейджоры присылали пакетные технологии, готовые проморолики, афишами и билбордами можно было завешивать целые города. Даже вторичный продукт в красивой обертке и при большой рекламе делал кассу.
Короче говоря, Голливуд в России чувствовал себя как дома. А в Китае все, наоборот: кинотеатры в Поднебесной показывают 80% своих фильмов, и это дает им основной доход. Американцам приходится изворачиваться, вырезать из своих лент то, что в Китае считается неуместным, только это дает путь голливудской кинопродукции на кинорынок Китая.
Эксперты писали, что такие жесткие меры китайских властей имеют не только рыночное, но и вполне понятное моральное измерение - более того, они вызваны как раз заботой о морально-этическом здоровье нации. Финансовые издержки тут глубоко вторичны, потому что здоровье, как разумно считают китайцы, тем более моральное, не купишь, и воспитанную на чужой матрице молодежь потом не перевоспитаешь. 
Регионы заманивают киношников
- Обладает ли российский бизнес или госпредприятия достаточными ресурсами - кадры, оборудование, финансы - для съемок фильмов? Или все умерло с СССР? И на сколько здесь страна может заместить импортное оборудование или оно будет доступно через параллельный импорт?
- Слава Богу, еще «жив курилка»! Много фильмов уже начинают снимать региональные киностудии. Их путь на экраны тернист. Я уже говорил, что вся система атрофирована – рынок порешал так, что кроме мейджоров, всем остальным было на рынке неуютно. 
Теперь ведущие видеосервисы начинают свое кинопроизводство. Телеканалы тоже запускают съемки сериалов. Многие регионы России сейчас создают кинокомиссии, цель которых разработать систему преференций и льгот для кинопроизводителей. Это делается для того, чтобы «заманить» киношников в регионы. Местным властям выгодно, когда фильм снимается не в какой-то московской студии – это и рабочие места, и реклама туристических красивостей.
Например, наша кинокомпания «Отдых Медиа» рассматривала несколько локаций для съемок «Легкого знакомства», в том числе, и Саратов. Была важна романтическая атмосфера, которая помогла бы полнее раскрыть чувства героев.
Действие происходит в курортном городе. Саратов с его широкой Волгой, тенистой набережной, многочисленными кафе, зелеными парками, тоже рассматривался, и даже сюда выезжали на пробы.
Однако приоритетными для съемок все же оказались локации Сочи. В том числе потому, что в Краснодарском крае уже несколько лет работает региональный закон о поддержке кинопроизводителей, который облегчает процесс создания кино.
В нашей съемочной группе из Москвы участвовало около ста человек. Кроме них мы привлекали для съемок местных специалистов и жителей города. Были задействованы коммунальные службы и даже пожарные. Все организационные вопросы, а их, поверьте, всегда целый ворох, решаются легче с городскими властями и службами, когда в регионе есть кинокомиссия.
Понятно, что Сочи - намоленное место для киношников. Но в последнее время Меккой для киногрупп стала Тверь. А суровым северным регионам как «прикормить» продюсеров? Пермь, Красноярский край, например, создают кинокомиссии и проводят через местное законодательство механизмы возврата до 50% налогов на затраты, которые кинопроизводитель несет в их регионе по контрактам с местными поставщиками.
Киномаркетинг и «Чебурашка» под новый год
- Расскажите о финансовой стороне съемок. Во сколько обходится полнометражная картина или сериал, какова окупаемость российских фильмов, на сколько они востребованы у зрителей.  
- Боюсь, что эта тема так объемна, что не поместится ни в одно интервью. Если коротко: все сложно. Во-первых, кино – это не только бизнес, это искусство. А у искусства не работает схема – больше денег, больше знаменитостей, больше рекламы - успех гарантирован! Фильмы с минимальным бюджетом, снятые буквально на коленке, могут выстрелить. А дорогостоящие, на сотни миллионов, при всей их раскрутке – провалиться.
Кино, это большой риск. Даже ведущие американские кинокомпании, снимая в год десяток фильмов и серьезно вкладываясь в каждый, не знают, какие из них станут по-настоящему звездными и окупят убытки, которые принесут другие. Тут, как в любом другом бизнесе, важен правильный маркетинг и суммы, которые в него вложены.
Например, успех «Чебурашки» обусловлен, в том числе тем, что фильм вышел под Новый год – самое урожайное время, за которое ведется большая борьба у прокатчиков.
Конечно, важно число кинотеатров, где идет показ. Их может быть 100, 800, а может и более двух тысяч. Но и это не решающее условие.
Сборы зависят и от расписания в самих кинотеатрах: один показ в день в неудобное время или десяток сеансов с утра до вечера. Это и есть тонкости кинодела. По-хорошему, на маркетинг фильма, на организацию его проката нужно заранее планировать ничуть не меньший бюджет, чем на само производство.
- Может ли быть успех «Чебурашки» повторен? И сказываются ли «серые» прокаты (типа «Аватар-2») на кассовых сборах российских кинофильмов. 
- «Чебурашка» показал, насколько востребовано в России семейное кино. Именно такими фильмами россиян, которые уже забывают дорогу в кинотеатры, надо возвращать в кинозалы.
Что касается «Аватара» и других, то мне кажется, дело не в конкуренции фильмов, а в качестве. Любой хороший фильм, после которого остается приятное послевкусие – это гарантия, что зритель в следующий раз снова заглянет в кинозал. Пусть таких фильмов будет много – зрителей на всех хватит.
История о Мужчине и Женщине
- Олег, расскажите о фильме «Легкое знакомство». О его «кухне» и всем том, что предшествует кинопрокату - от создания сценария до появления в кино?
- Любой режиссер, конечно, полцарства отдаст за сценарий. Я очень благодарен Александру Крестникову за то, что он пригласил меня в свой проект. Он много лет вынашивал идею снять историю о Мужчине и Женщине.  Окончательное решение пришло, когда увидел театральную пьесу известного драматургаВалентина Красногорова.
Эта красивая история поначалу мне показалась слишком камерной для экрана. Но однажды Александр показал уже готовый киносценарий, в котором ожили новые персонажи, а действие перенесено в большой курортный город на берег моря – практически на сотне страниц ожил его будущий фильм!
Мы - молодая кинокомпания. Для нас работа над фильмом была настоящее приключение. Как вы уже поняли, «Лёгкое знакомство», это ироничное название, на самом деле это далеко не легкое, а трудное знакомство, не курортный роман, а настоящие серьезные чувства.
До начала съемок, идет долгий подготовительный этап, называемый «предпродакшн». Это как слона есть по кусочкам. Расписываются подробно, покадрово, все сцены уже в специальном режиссерском сценарии, учитываются все самые мельчайшие детали – от времени суток, цвета платья, дизайна реквизита. Тысячи деталей! 
Режиссер-постановщик подбирает команду – продюсерскую, режиссерскую, операторскую, художников, реквизиторов, композитора, администраторов. Проходит кастинг, подбираются актеры, массовка, отсматриваются пробы, утверждаются кандидатуры на роли.
Ищутся локации для съемок, покупается или берется в аренду реквизит, шьются костюмы – обязательно запасные, ведь потом во время съемок часто рвутся, пачкаются и т.п. Заключаются договора с поставщиками, идут репетиции, читка сценария, обсуждение сцен, верстается бюджет.
Итогом этой титанической, но увлекательной работы, на которую уходит до полугода и даже больше, становится многостраничный документ, который будет главным на следующем этапе: «КПП – календарно производственный план».
- Это значит, что все готово к съемкам?
- Да. Расписаны кино-смены – по 10 часов в день. В том числе и ночные. Учтены и взаимоувязаны сотни оргвопросов, вплоть до горячего питания на съемочной площадке и даже такой, казалось бы, мелочи, кто ответственный за «кресло режиссера»: режиссер погружен в процесс, на одном месте не сидит и кресло должно «поспевать» за ним. 
Начинается «продакшн» - этап съемок. Он может длиться месяц и больше в зависимости от плана. Десятки человек должны работать, как один отлаженный механизм, иначе КПП не будет выполнен, это повлечет лишние траты.Например, за месяц съемок в Сочи наш оператор-постановщик Евгений Макаров ни разу не окунулся в море. Некогда было!
После наступает этап «постпродакшн», тоже весьма напряженный, поскольку сроки поджимают. Мы работали в одном из самых современных студийных комплексов Москвы «СинеЛаб», а также на «Мосфильме». Александр Крестников отсматривал сотни часов отснятого материала, тысячи дублей. Монтаж, раскраска, озвучка.
«Легкое знакомство» - кино с крутым саундтреком, автор и исполнитель песен молодая певица Дайна Казак буквально заразила нас своим творчеством. Композитор фильма Никита Илюшин написал лирическую канву фильма, известный гитарист Сергей Урюпин специально для «Легкого знакомства» сочинил и исполнил испанские мотивы, где звучит гитара фламенко. Звукорежиссер Игорь Гоцманов, сам в прошлом музыкант и, уверен, киноманы включат фильм в свою коллекцию.
В это время ролики будущего фильма рассылаются прокатчикам. Готовятся презентации для форумов-кинорынков, которые ежегодно проходят в Москве. Так начинается путь к прокату.
Сетевые кинозалы - как фастфуд
- Прокомментируйте ситуацию с возможным закрытием кинотеатров на фоне низких кассовых сборов. И тот факт, что при этом в Саратове кинотеатры возвращают из частной собственности, хотя о кинопрокате речь пока не идет. Может ли это означать «огосударствление» инфраструктуры киноиндустрии и в каждом регионе появиться свое «Москино»?
- Я уверен, что «важнейшее из искусств» должно быть под заботливым крылом государства, иначе кроме ужастиков и «стрелялок» мы скоро ничего не увидим.
Не могу конкретно сказать про Саратов, но даже в Москве мы сталкиваемся с тем, что залов для кинотеатрального показа недостаточно. Сетевые кинозалы в торговых центрах, это как фастфуд. Они отличаются от полноценного кинотеатра, где есть гардероб, просторное фойе, где можно провести презентацию или фестиваль так же, как капсульные отели отличаются от нормальной гостиницы.  
Конечно, кинотеатры будут жить. Хотя бы потому, что нельзя пригласить девушку на свидание в планшет. И магию коллективного кинопросмотра никто не отменял
«Справка «БВ». Олег Злобин родился 16 сентября 1962 года в Алма-Ате (Казахстан). В 1979 году переехал в Саратов, в 1984 году окончил журфак МГУ, после чего вернулся в Саратов и начал работать в газете «Заря молодежи». Работал главным редактором газеты «Комсомольская правда» в Саратове. Основал и был редактором газеты «Столица Поволжья», был главредом газет «Аграрные вести» и «Новые времена в Саратове». Организатор массовых мероприятий, фестивалей, соревнований, конкурсов: фестивали «Бренд-Лидер Года» и «Хвалынская Волна», «Арт-Авангард». В 2015 году переехал в Москву, где стал заместителем главного редактора федерального журнала «Отдых в России». 
Кинокомпания «Отдых Медиа» создана в 2013-м году в Москве. Учредители - Александр Крестников (51%) и Антон Семенов (49%). Выручка за 2021 год составила 4,3 млн рублей, чистая прибыль 190 тыс. рублей. Кинофиль «Легкое знакомство» транслируется в 150 кинотеатрах, сборы за первую неделю составили более 770 тыс. рублей, всего в прокате пока собрано чуть больше 11 тыс. долларов.
Советский плакат. 1925 г.
При поддержке общероссийской общественно-политической газеты "Русский расклад"