Пером и словом
Понедельник Август 08, 2022

IT-гиганты настраивают кастомизацию

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
ФОТО: marketing.ru.comКак изменилась политика интернет-корпораций по запросам Роскомнадзора
Россия просила Google блокировать контент чаще, чем все остальные страны вместе взятые за последние 10 лет. С 2011 года российские органы обращались к компании более 120 тыс. раз, пишет русская служба «Би-би-си» со ссылкой на отчеты о прозрачности корпорации. Это 60% от всех запросов в мире. В 2020 году большая их часть касалась удаления информации из поисковика, также нередко возникали претензии и к YouTube.
Причина в том, что в прошлом десятилетии Роскомнадзор получил возможность требовать блокировку без решения суда, говорит директор некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин: «По оценкам экспертов ООН, российское законодательство в сфере интернета считается restrictive — запретительным. Подобный подход применяется в ограниченном числе стран. Поскольку у России нет инструментов по тотальной фильтрации всего, что касается интернета, как у Китая, например, то используются официальные механизмы, заваливая Google обращениями.
Подобных запросов от европейских стран намного меньше, во-первых, потому что регулирование интернета у них директивное и свободное. Оно идет от конкретных случаев с удалением и связано с решениями суда. Если бы в России удаляли контент тоже только по решению суда, от нас было бы столько же обращений, сколько и от других стран.
Что касается блокировки YouTube-каналов RT в Германии, то это вопрос некоторой самоцензуры Google. В чем разница, условно, американского и европейского подхода от российского? У них, если дело доходит до какого-то запрета, то штрафы за его невыполнение просто огромные. Поэтому платформы осуществляют самоцензуру максимально жестким образом. Критерий, по которому Facebook или Google принимают решение о блокировке пользователя, может выходить за пределы национального законодательства».
За последние годы Google стал реже отказываться удалять информацию. Например, если в первом полугодии 2019 года компания отклонила почти половину запросов, то в конце 2020 года доля отказов составила около 8%.
Google, как и другие IT-гиганты, стал сговорчивее, говорит адвокат, управляющий партнер Digital Rights Center Саркис Дарбинян: «Увеличение интенсивности запросов связано с всплеском гражданской активности и необходимостью зачистки информационного поля в отношении ряда организаций, которые были признаны нежелательными, экстремистскими.
После требований удалить определенный контент из магазинов Apple и Google корпорации пошли навстречу и смягчили свою риторику. Сейчас они готовы кастомизировать свой продукт, как делают в случае с Китаем. 2021 год в этом плане является переломным, а значит, подобное будет происходить чаще и в больших объемах. История со штрафами тоже, наверное, продолжится еще какое-то время. Пока нет механизма фактического исполнения всех взысканий, но если компании примут решение о приземлении, то, конечно, им вспомнят все ранее вынесенные штрафы».
В 2021 году требования властей к IT-гигантам ужесточились. Роскомнадзор стал регулярно выписывать штрафы корпорациям за неудаление противоправного контента, но большую часть они не оплачивают. Общая сумма взысканий уже превысила 100 млн руб. Теперь ведомство грозит, в частности, Facebook оборотным штрафом, который может достигнуть 10% от годовой выручки компании. Соответствующий протокол уже направлен в суд, заявили в Роскомнадзоре.
Даниил Бабкин
При поддержке общероссийской общественно-политической газеты "Русский расклад"