Пятница Апрель 19, 2024

Санкции навсегда. Как выжить экономике России?

ФОТО: img8.eadaily.comМнение председателя Саратовского регионального отделения «Партии Дела» Олега Комарова
Недавний отчет премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Госдуме подтвердил то, о чем говорилось уже не раз: жесткие экономические санкции для нас – это не временная мера, это то, с чем нам придется жить очень долго. ​
При этом глава правительства отметил не менее очевидное: за минувший год экономика России пережила санкционное давление, адаптация к трудностям всё более заметна и успешна, и даже возможен кое-где и новый подъем.
Но с чем лично я бы поспорил из тезисов доклада, будь у меня таковая возможность кроме как в данной статье? Я бы поспорил с тем, что «в условиях развития собственного производства государство облегчило деятельность отечественного предпринимателя». Премьер упомянул сниженную налоговую ставку, как достижение отметил, что «зафиксирована кадастровая стоимость имущества для расчета платежей государству, предоставлены отсрочки по уплате страховых взносов, обнулен НДС на гостиничные услуги». Всё это так, но не покидает ощущение некоей второстепенности, не слишком большой эффективности предпринятых мер. Ведь вал обрушения бюджета налицо и помогут ли в таких условиях косметические экономические меры? Не похожи ли они на латание насквозь дырявого Тришкиного кафтана нашей многострадальной экономики?
Я бы поспорил и с тем тезисом, что «краткосрочный дефицит бюджета не представляет угрозы, а …иностранным компаниям работалось и работается комфортно». Как показывает статистика (даже доступная нам), дефицит бюджета нарастает месяц от месяца довольно угрожающими темпами. При этом не видно действующего механизма замещения выпадающих триллионных доходов от продажи сырья (которое становится просто некуда продавать). А насчет инвесторов и иностранных компаний​ в РФ следует сказать, мне кажется, только так: о комфортной работе в период жесткого геополитического и санкционного обострения имеет смысл рассуждать лишь с большой натяжкой.
Да, трудно спорить с тем, что сегодня налицо продолжение государственной поддержки доходов людей, прожиточный минимум вырос более чем на 13,5%, а минимальный размер оплаты труда по словам премьера «… увеличился практически на 17%, значит, доходы 15 млн. человек удалось сохранить». ​ Но вывод о том, что «…уже в 2024-м период адаптации завершится, Россия встанет на путь долгосрочного поступательного развития» лично я бы счел преждевременным. Ведь сам же глава правительства констатирует, что сильнейшее внешнее давление на российскую экономику вряд ли ослабнет. Можно ли при таких данных преисполняться надеждами и оптимизмом? Не думаю, хотя, конечно, премьер-министру виднее.
Я бы аккуратнее стал давать обещания, что в обозримом будущем мы сможем создать собственные технологии там, где мы обходились импортными, что сможем в нужном количестве производить современные самолеты, автомобили, компьютеры.
Скорее, мы просто научимся в совершенстве обходиться новыми окольными путями, не с Турцией и Казахстаном, так с Ираном и Китаем займемся параллельным импортом.
Как и все мы, я рад, что не сбылись самые жесткие прогнозы о катастрофической «просадке» российской экономики и ряда ее сегментов. ​Но тут тоже всё непросто. Скажем, нет обвала добычи нефти, то есть явный и неприятный обвал по сбыту. А зачем добывать, если не сможешь продать или толком переработать? При этом цены даже на бензин на внутреннем рынке почему-то держатся неоправданно высокими, хотя в нынешних условиях их резкое падение спасло бы экономику, на мой взгляд. К тому же, не следует забывать, что еще не вечер, что санкционные эффекты могут иметь отложенный характер, а правильнее сказать даже накопленный характер.
Как бы там ни было, а радует правда в глаза, когда Михаил Мишустин признаёт негативный эффект от санкционного давления на Россию. При этом, как пишут эксперты по следам его выступления перед ГД РФ, «он делает акцент на социалке, выплатах, на том, что денег хватает для выполнения и политических задач, это касается СВО, оборонки…»
В отношении бизнеса не может не радовать тот факт, что государство, кажется, начинает постепенно отказываться от излишнего и чрезмерного давления и регулирования, ожидая, видимо, в ответ небывалого успешного рывка в заоблачные дали. Однако, как я не раз уже, опираясь на​ программные документы «ПАРТИИ ДЕЛА» писал, что без новой индустриализации, без развития массового мелкого предпринимательства, без смягчающих реформ тарифной, ​ кредитной и фискальной политики правительства мы далеко не уйдем. А косметические меры в кризисы, как известно, не сильно помогают.
Если дефицит федерального бюджета на конец марта 2023 года составил уже почти 4 трлн. руб., что на 1 трлн. больше запланированного на весь год, то это может говорить только об одном: нужны кардинальные экономические меры, чтобы держаться на плаву. Затыкание мелких пробоин, когда вас в борт ударил санкционный айсберг – поведение явно неразумное.
Да, неплохая мера – опережающее финансирование государственных расходов, особенно, что касается оборонных заводов. Но что если вместо ускорения производства оружия наши ушлые дельцы, облепившие экономику с незапамятных времен, пустят деньги не туда? Что если сотни миллиардов, например, как опасаются некоторые комментаторы «…уйдут на покрытие долгов оборонщиков перед банками, накопленных за прошлые годы. И они снова останутся без денег. Можно было вместо этого реструктурировать долги. Но тогда пришлось бы помогать уже банкам. Да и оборонщики стали бы немедленно накапливать новые долги, такой цикл мы проходили уже не раз».
Не лучше ли, чем кидать лопатами деньги в топку, сначала качественно и оперативно изменить условия работы нашей экономики, чтобы избежать завышения цен гособоронзаказа, сделать поменьше коррупции и мутной водицы для хищений?
Да и выдержит ли долго бюджетная система такие новшества, когда мы имеем опережающие расходы и отстающие налоги?
Смогли же мы, в итоге, разобраться со сферой, казалось бы, настолько косной и не реформируемой, что хоть волком вой? Я имею в виду сельское хозяйство. Вот и премьер подтвердил, что Россия с избытком обеспечивает внутренний спрос на сельхозпродукцию. «Такого урожая зерновых, как в прошлом году, не было и в советское время. 157 миллионов тонн!».
Хорошо, конечно, ускоренно выполнять инвестиционные проекты для растущего оборонно-промышленного комплекса. Но надо на будущее задавать себе вопрос: а долго ли это сможет быть драйвером развития экономики? И тот ли это драйвер на долгосрочную перспективу, когда мировая практика показала, что только свободная частная инициатива людей ведет к качественному социально-экономическому росту, а не авралы, кризисы и штурмовщина?
Все мы патриоты своей страны и понимаем, что уже больше года, как «началась глубокая трансформация мироустройства». и Россия находится на острие этого процесса.​ Понятно, что старые методы хозяйствования в такие периоды уже не годятся, что надо срочно вводить и осваивать новые. Но я уверен, это не должны быть хорошо и к счастью забытые методы директивного планирования, методы командных разнарядок и «госпланов», потому что итог всего этого мудрствования вряд ли окажется иным, чем это было в 1991 году. И пусть скептически настроенные острословы-пессимисты говорят не слишком удачно, мол, «Мишустин эффективно возглавил практическую часть крайне непростого, но традиционного для России процесса по героическому преодолению искусственно созданных трудностей». ​ Искусственно или не искусственно, но факт налицо: перед нами смертельно опасный вызов для страны, с которым надо что-то делать.
Так как же российской экономике выжить, если санкции пришли очень надолго, если не навсегда? Рецептов сегодня излагается много, от самых радикальных, до традиционалистских.
Думаю, надо начинать с того, что видится, на первый взгляд, не очень глобальным и существенным. Тот же вопрос о тарифох. Недавно Вячеслав Володин в очередной раз публично указал на вопиющие безобразия, творящиеся в данной сфере, о чем и мне неоднократно приходилось говорить.
Речь о том, что в энергетике и в целом в ЖКХ территориальные сетевые организации, отданные в аренду частным лицам, не приносят реальных доходов муниципалитетам, но увеличивают тарифы для населения.
Что в итоге? Как правильно заметил член Федерального Совета «ПАРТИИ ДЕЛА», профессор Булат Нигматулин «...при корректном подсчете электроэнергия внутри России для конечного потребителя, минимум, на 30% дороже, чем в США, структура ТЭК которого сходна с российской».
Не потому ли так велики издержки для населения и производства, не потому ли мы настолько беднее наших конкурентов?
«У​ нас, с​ одной стороны, государство несет все издержки для того, чтобы электроэнергию доставить муниципальным сетям. А​ муниципальные сети, не​ входя в​ систему Россетей, прибавляют плюсом, потому что они арендованные. В​ итоге все это уходит в​ карман кому? Собственнику! А​ собственник этих сетей сидит в​ офшоре»,​ - так отметил Вячеслав Володин. И он же резюмировал: «​Тут везде интересы, но​ интересы, которые идут вразрез с​ интересами государства».
И ведь, добавлю от себя, это на самом деле не мелкий вопрос на миллион рублей – это десятки и сотни миллиардов, которые уходят по карманам мутных дельцов-концессионеров. Так годами происходит в моей Саратовском области. И отлично, что Председатель ГД РФ собрался назревшие изменения в этой сфере реализовать в​ виде законодательных инициатив. В итоге это принесет бюджету страны те необходимые средства, которые сегодня собираются «добровольно-принудительным» методом с крупного бизнеса, не говоря уж о малом. И чтобы эти «взносы» предпринимательство в России не угробили, действительно, надо искать и изымать неправедно заработанные богатства совсем в других местах. Это поможет нам выжить, даже если санкции и пришли навсегда.
Есть где приложить усилия, и есть, чем заняться всем – от законодателей до самых мелких исполнителей на местах.