Пятница Март 29, 2024

Конка за деньги

ФОТО: msuee.ruСаратовские трамваи станут частными?
У администрации Саратова и мэра Михаила Исаева есть такое «хобби» - отдать какое-нибудь стратегически важное муниципальное предприятие в концессию. Иначе говоря, под предлогом привлечения частного капитала отдать предприятие этому капиталу. На днях в Саратовской областной думе обсуждался вопрос о передаче МУПП «Саратовгорэлектротранс» в ведение региональной власти. И все заговорили о последующей передаче СГЭТ в концессию. Почти никто из экспертов не выразил оптимизма.
Весьма критично по этому поводу высказался председатель Саратовского регионального отделения «Партии Дела», экс-депутат Саратовской городской думы Олег Комаров:
Надо иметь богатую фантазию, прикрываясь законами экономики, чтобы муниципальный транспорт отдать в частные руки. Конечно, сначала будет передача СГЭТ в ведение областной власти. Но никто уже и не скрывает, что вскоре после этого муниципальное унитарное предприятие превратиться в частное. А ведь такие прогнозы многие эксперты делали еще несколько лет назад. Их пытались опровергнуть, мол, быть такого не может…
В подтверждение слов Олега Константиновича говорит один прелюбопытный факт. 25 апреля текущего года в Саратове было зарегистрировано ООО «Саратовгорэлетротранс», где единственным учредителем значится областное Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Величина уставного капитала этой фирмы «поражает воображение» - 10 тыс. рублей. Что символичной, ООО зарегистрировано в Саратова по адресу «ул. им. Исаева». Воистину, очень символично.
– Мэр Саратова, господин Исаев, когда стал главой города, говорил о приоритетах в работе администрации – это «Саратовводоканал» и «Саратовгорэлектротранс», - напомнил Олег Комаров. – С Водоканалом получилось все очень некрасиво. Муниципальное предприятие отдали в концессию, а в итоге улицы нашего города стало заливать гораздо чаще, чем в былые времена Юрия Аксенеко. По дорогам текут нечистоты, количество порывов на сетях уже зашкаливает все мыслимые пределы. И проблемы водоснабжения и водоотведения при помощи ООО «КВС-Саратов» решены так и не были. Тарифная политика, о чем я говорил неоднократно – это издевательство над здравым смыслом. Чего стоит только «питьевая вода», которая используется теперь и на промышленные нужды. То есть, технической воды в Саратове больше нет. А «КВС-Саратов», чтобы решить проблемы водоснабжения нагло предлагает повысить тариф для населения в два раза. То есть, речь не идет о привлечении реальных инвестиций, а предполагается латать дыры этого концессионера за счет граждан.
Конечно, можно привести пример частного трамвая в Санкт-Петербурге. Там в 2018 году местные власти подписали соглашение с «Транспортной концессионной компанией», которая обязалась реконструировать пути на правом берегу Невы. Как результат: там пустили трамвайные вагоны швейцарской фирмы Stadler. Вагоны оснастили системой климат-контроля и представляют бесплатный Wi-Fi. Для пассажиров действует двойной тариф: 36 рублей по специальной электронной карте и 55 рублей за разовый билет.
В Саратове сегодня, как известно, проезд в трамваях и троллейбусах подорожал: 25 рублей по банковской карте и 29 рублей наличными.
– Зачем сравнивать северную столицу страны с Саратовом, - заметил лидер регионального отделения «Партии Дела» Олег Комаров. – Бюджет Питера – около 900 млрд. рублей, а у Саратова – 25 миллиардов. Кроме того, там никто не передал в концессию СПб ГУП «Горэлектротранс». У нас же задумали комбинацию: сначала отдадим СГЭТ области, а затем позовем частный капитал. Но, как известно, такой капитал ставит своей целью лишь одно – прибыль. Сегодня себестоимость проезда в электротранспорте в Саратове около 60 рублей. И что, частник будет возить горожан себе в убыток? Хорошо известно, что даже в развитых странах Западной Европы те же трамваи отнюдь не приносят прибыль, и муниципальный транспорт там дотируется. Никому ведь в голову не придет поднимать стоимость проезда в трамваях и троллейбусах до 70 рублей. Тогда возникает вопрос: а за счет чего частник собирается зарабатывать на элекротранспорте.
Вот тут приходит на ум проект скоростного трамвая в Саратове. Предполагается, что маршруты №№6,3,9,8 соединят, и новенькие, пусть не швейцарские, но качественные вагоны полетят словно ласточки по новым трамвайным путям. Правда, пока никто из специалистов так и не смог привести веских доводов – где же, на каких участках будут разгоняться новые машины? Перечень таких участков весьма ограничен, потому что невозможно разогнаться, например, в районе Сенного, Детского парка, или в районе «Политеха».
Но самое главное – это деньги. Точнее, их «освоение». Напомним, что весной 2020 года, когда началась пандемия, спикер Госдумы и наш земляк Вячеслав Володин ухитрился «выбить» у премьера Михаила Мишустина более 6 млрд. рублей на проект скоростного трамвая в Саратове. И пусть даже новенькие вагоны будут ходить лишь немного быстрее, чем сегодня, но уже приятно.
Однако сегодня стоимость данного проекта уже возросла до 11 млрд. рублей. Это обычное явление: сначала мы планируем что-то построить за 1 рубль, а выходит, что надо 5 рублей. Русская традиция такая в экономике…
При этом эксперты уже высказали свое мнение: новую трамвайную линию построят на субсидии без госзакупок. Не здесь ли «зарыта собака»? Конечно, чиновники сегодня уклончиво говорят, будто концессия – всего лишь один из предполагаемых сценариев развития городского электрического транспорта. Однако для чего тогда облминтрас зарегистрировал вышеназванное ООО?
И еще на один момент стоит обратить внимание. За последние год-два СГЭТ укомплектовали троллейбусами. Сначала Москва подарила неплохие машины, хоть и б/у, а затем на маршруты вышли десятки «Адмиралов» энгельсского производства с автономным ходом. Плюс проект скоростного трамвая, появившийся в 2020 году. И вот уже речь идет о вероятной концессии. Более, чем вероятном сценарии. Но пока все планируют, как разделить потенциальную шкуру неубитого медведя, никто не вспоминает о пассажирах.
– Чиновники напрочь забыли, что городской электротранспорт выполняет социальную функцию, - напомнил Олег Комаров. – И в развитых странах он, в общем-то, играет эту же роль для горожан. Как экономист никогда не поверю, что какой-нибудь концессионер будет заинтересован в убыточных трамваях и троллейбусах. А вот если речь идет о государственных средствах, о реконструкции путей, подстанций, о закупках новых трамвайных вагонов – это совсем другое дело. На такой денежный пирог найдется немало желающих. И если сегодня наблюдается тенденция к возврату частной собственности в лоно государства, то откуда такое желание вдруг освоить дармовые средства с помощью концессионеров?
Увы, таковы реалии сегодняшних дней. Чиновники с поразительной легкостью объявляют о деприватизации недвижимости, иногда даже предприятий, отнимая у бизнеса, то, что «плохо лежит». Это вариант, когда затраты нулевые, а вот когда появляются государевы деньги, то эти же самые чиновники с легкостью готовы «освоить» их вместе с частным капиталом. И главное – никакой коррупции!
Сергей Щербаков