Статьи
Пятница Апрель 19, 2024

С ума сойти!

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
В советской школе. ФОТО: mtdata.ruДистанционка губит психическое здоровье саратовских школьников
Специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Мин­здрава РФ в начале осени сообщили, что у 83% российских школьников были выявлены неблагополучные психические реакции во время дистанционного обучения. Авторы исследования также указали, что современная цифровая техника не имеет безопасных для здоровья детей технологий, позволяющих без последствий долго обучаться онлайн. Однако удалёнка продолжается по сей день и при неблагополучной эпидемиологической ситуации может затянуться до весны. Сколько саратовских школьников после такого обучения попадут на приём к психиатрам, можно только догадываться.
Тяжело в учении
Исследование НМИЦ здоровья детей Минздрава показало, что после дистанционного обучения у 42,2% школьников было выявлено депрессивное состояние, у 41,6% — хроническая усталость, ещё половина детей пожаловались на нарушение сна, треть на обсессивно-фобическое состояние, а каждый четвёртый на головные боли.
Саратовские психологи подтверждают негативное влияние онлайн-обучения на здоровье школьников.
— Дистанционное обучение отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии детей, — рассказывает Жанна Балова, клинический психолог, член Федерации психологов образования России, — поскольку отсутствует живое общение. Раньше родители жаловались: мол, ребёнок приходит из школы и всё свободное время проводит в социальных сетях. Теперь сиди не хочу, но оказалось, что те положительные или отрицательные эмоции, которые дети получали в школе, очень оздоравливали. Начальная школа не пострадала, на дистанционном обучении оказались подростки в сложном возрасте. В этот период основная задача ребёнка — найти свою «стаю». Он ищет группу сверстников, где его примут таким, какой он есть, будут уважать, дружить с ним. И это закладывается на будущее. Сейчас получается так, что все подростки стали изгоями, потому что лишены живого общения, а виртуальным его заменить нельзя. Кроме того, у многих детей отсутствует возможность встречаться со своими одноклассниками после онлайн-уроков. Часто дети из одного класса живут на разных улицах, а иногда в разных районах города. Школьники вынуждены сидеть дома и очень сильно страдают в эмоциональном плане. Конечно, на этом фоне депрессивные, астенические состояния будут усугубляться. 
Один дома
Психиатры объясняют, как свести к минимуму вред для детского здоровья.
— Изменение жизненного уклада, поведенческих, а также социальных стереотипов обучения провоцирует расстройства у школьников, которые сейчас вынуждены обучаться дистанционно, — высказывает свою точку зрения Юлия Барыльник, доктор медицинских наук, главный детский психиатр и нарколог Саратовской области, завкафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии СГМУ имени В. И. Разумовского. — Это и расстройство адаптации, тревожно-депрессивные расстройства, астеническая симптоматика. Длительное нахождение перед монитором компьютера, отсутствие физической нагрузки приводят к проблемам со здоровьем. Раньше дети шли в школу, занимались в кружках, спортивных секциях, но сейчас ограничения, ничего с этим не сделаешь. Поэтому задача родителей — чётко расписать и проконтролировать день ребёнка, дабы он чередовал нагрузку и отдых. Это будет являться профилактикой срывов и различных нервных и психических расстройств.
Директора школ области рассказывали «МК» в Саратове», что на дистанционном обучении успеваемость стала снижаться даже у отличников, мотивированных на учёбу. 
— Это неудивительно, ведь изменение привычного стереотипа обучения всегда даёт снижение успеваемости, — комментирует ситуацию Юлия Барыльник. — Даже у учеников, которые демонстрируют хороший уровень знаний. Ребёнок привык к урокам в одном формате: может лишний раз задать вопрос учителю, если что-то не понял, уточнить, то есть происходит межличностный контакт, отсутствующий при дистанте. Но и педагоги сейчас находятся в сложной ситуации и не могут организовать индивидуальную работу с каждым учеником.
Ирина Лихоман, «Московский комсомолец» в Саратове, №50 (1210) 9 декабря 2020 г.