Пером и словом
Вторник Апрель 16, 2024

Минпечати – "слонопотамный институт"

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Юрий Санберг. ФОТО: archipeople.ru«Слонопотам» – высказывание Пятачка по поводу непонятной для него фигуры Винни-Пуха с горшком вместо головы;
«Институт» – комплекс различных объединений граждан, например семья, партия, профсоюз и т.д. - прим. ред.
 
Минпечати – «слонопотамный институт»
В конце апреля в печати появились сообщения об уходе со своего поста министра информации и печати Саратовской области Игоря Никифорова. Обсуждалось несколько претендентов на это кресло – Геннадий Геймор, Сергей Утц, Юрий Санберг. Четвертый претендент почему-то не назывался, хотя кандидатура «икс» обсуждалась.
Не мудрствуя лукаво, я решил узнать реальное положение и по телефону пытался найти их. Однако ни с кем связаться не удалось. Уже по пути домой на улице встретил Юрия Санберга, которого напрямую спросил, поступало ли ему предложение занять пост министра печати? Между нами неожиданно состоялся интересный и довольно продолжительный разговор, который предлагается вашему вниманию.
– Сейчас идут разговоры, кто займет место министра. Вас называют одним из реальных претендентов. Это действительно так?
– Внимание к своей скромной персоне во время «минпечатного кризиса» расцениваю как чрезмерное и необоснованное. Кому-то очень нужно было, чтобы в прессе появилась «ложная цель» - все сделано прямо по учебнику «социальных технологий». Те, кто действительно был в курсе истинного положения вещей, знают: в реальности кандидатура Санберга на пост министра печати не рассматривалась, не рассматривается, и не будет рассматриваться. По самым разным обстоятельствам.
– Что имеется в виду, какие-то скрытые интриги? Вы лично неугодны губернатору или его близкому окружению? Или вы боитесь не справиться?
– Только одна из многих причин: Санберг – категорический противник министерства в его нынешнем виде. Эта «слонопотамная», неповоротливая «институция» для развития прессы сделала мало. А вот доверие общества к местным СМИ за три-четыре года подорвала основательно. Исходя из такой позиции разве можно рассчитывать на министерское кресло? Это ведь нелогично, нет?
В скобках замечу – только неискушенному человеку представляется вопрос об информационном обеспечении действий власти простым. Насколько я могу судить, и на федеральном уровне существует известное неудовольствие деятельностью федеральным минпечати. Особенно сейчас, когда стоит необходимость в сокращении количества министерств и ведомств. Одним действия Лесина кажутся недостаточно эффективными. Другим – откровенно бессмысленными. И тоже неэффективными. Но по-другому... В большом ходу две диаметрально противоположные точки зрения. Либо минпечати следует наделить функциями, которые есть только у силовиков. И тогда появится реальная возможность контроля над содержанием публикаций и эффективного воздействия на независимые СМИ, на местах будут осуществляться лицензионные функции и мониторинг. Минпечати в таком случае автоматически превратится в агитпроп с региональными отделениями, в наследника отдела ЦК КПСС. Логика в этом есть. В России вообще очень часто прошлое занимает место будущего.
Либо – и это широко обсуждается – требуется слить минпечати с министерством культуры. Последнее уже, напомню, поглотило комитет по кинематографии, и ничего, не поперхнулось. Лицензионные функции, как планировал Г. Греф, можно передать лицензионному комитету. А информационную безопасность страны доверить новому суперведомству, которое объединит соответствующие структуры (прежде всего, ФСБ с ФАПСИ). Впрочем, вышесказанное вовсе не отменяет варианта, когда все останется как есть, неприкосновенным. Такое мы тоже проходили – хотя в недалеком прошлом дискуссии были куда жарче.
Замечу: в «нормальных» странах вообще нет государственных СМИ. Причем не только там, где возраст демократии свыше 200 лет. Как ни странно, от этого государства нисколько не теряют в своей силе и эффективности. А вот министерство печати у них напрочь отсутствует. И государственная политика в сфере информации за рубежом есть, она понятна, она обсуждаема. Она реализуется – в отличие от России. И информационное обеспечение решается в первую очередь в интересах всего общества. При этом именно общественные интересы заставляют зарубежную прессу активно и без напоминаний освещать действия властей. Вот сейчас бы самое время понять, отчего это происходит. Какие инструменты работают, как функционирует отрасль без верховного руководства...
– Какой же выход? Если существующая структура не способна качественно выполнить свое прямое назначение, то что вы предлагаете?
– Я уже не предлагаю. Надрываться и «голосить» не намерен. Свою точку зрения я изложил достаточно давно, и с тех пор она не изменилась. Считаю необходимым снести всю надстройку министерства и выстроить структуру на новой базе. На другом фундаменте, основываясь на иных принципах. И назвать иначе, чтоб не икалось каждый раз.
А принципы пока, к сожалению, старые. Новые подходы до сих пор – в отдаленной перспективе. Пока реализуются старые сценарии. Всю прошедшую неделю с подачи пресс-службы губернатора и правительства в местных СМИ распространяли сведения о желании губернатора Дмитрия Аяцкова поддержать идею Никиты Михалкова о перезахоронении праха П.А.Столыпина, причем аргументировалась эта инициатива соображениями известными. По утверждениям пресс-службы, идею поддержала и первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. Внезапно лично губернатор публично ясно дает понять, что он – против. Есть ли смысл тревожить прах «великого реформатора»? - задает он риторический вопрос, имея в виду вполне очевидный ответ. Затем справедливо рассуждает о недопустимости спекуляций на имени Столыпина. Можно назвать происходящее странными непоследовательностями. На самом деле это результат отсутствия сколь-нибудь внятной информационной политики. Даже просвещенный читатель просто махнет рукой, отчаявшись разобраться в этих водевильных ситуациях. Которые, если и тешат чьи-то души, так только авторов этих самых пресс-релизов. Газеты же, излишне не затрудняясь, просто переписывают пресс-релизы слово в слово. И под одинаковыми текстами с разными заголовками появляются разные фамилии...
Вот почему вместо неповоротливой структуры нужен яркий и эффективный информационный менеджмент. Как будет называться это образование? Да как угодно. Пусть будет дирекцией программ развития. Внутри дирекции – отдельные программы и их руководитель. Определить нужно границы некоего «переходного периода», и до запуска механизма общественной саморегуляции СМИ оставить дирекцию «на хозяйстве».
Нужна социальная реклама? Значит, нужен менеджер, который, получив задачу, формирует тендер. А дальше – борьба за бюджетные деньги на конкурсной основе. Их получит тот рекламщик, кто лучше, талантливее и умнее объяснит, что хлеб – всему голова. Или что наркотики - это неправильно. Или осветит проблему реформирования системы ЖКХ. Легче будет проследить отдачу каждого рубля...
Очевидно, нужно знать, как работает общество. Должна быть группа фирм и компаний со своими службами социального мониторинга, специально занимающаяся изучением общественного мнения на основе заказа все той же дирекции. Размещение заказов должно осуществляться на основе тендера, материалы, полученные в ходе исследования, должны быть не абстрактными, а конкретными, интересными с практической точки зрения. Зная, каково реальное положение дел с массовым сознанием, уже можно и что-то формировать...
– На какой основе сделаны эти теоретические построения? И есть ли у них какие-то шансы быть реализованными на практике?
– Все дело в подходах. Кроме того, если угодно, они основываются на анализе прежде всего своих собственных ошибок. Которых, кстати, было чрезмерно много. Не только из-за неопытности. Но еще и потому, что далеко не всегда существовали целеположение, определенность и понимание происходящих процессов – информационных и политических.
К слову. До сих пор ни одному министру не удалось «подмять» под себя пресс-секретарей министерств и ведомств правительства области. Были грозные приказы, собрания и кары. Были уговоры и договоренности. В некоторых подразделениях и должности-то такой – пресс-секретарь – в штатном расписании нет. Поэтому-то пресс-служба губернатора не может ответить на вопрос, чем занят, к примеру, заместитель председателя правительства. А из министерств и ведомств в пресс-службу стекаются прежде всего классические «отписки». И каждый раз, столкнувшись с необходимостью проведения единой информационной политики, высокий правительственный чиновник – министр, зампред или вице-губернатор, так и не сумев добиться своего, отступает. Потому как работающие с прессой, как правило, приближены к самим министрам, являясь их доверенными лицами. И министр реализует свои собственные представления о том, что именно следует сказать населению. Что ему говорить выгодно, что удобно. Что ему на сегодня важно. И в каком контексте. Отсюда специфическое отношение каждого члена областного правительства к потугам очередного своего коллеги, который берется «порулить» СМИ. Не очень-то удается добиться внятных корпоративных действий и сегодня.
Вот почему важно создать единый информационный центр, в котором бы скапливалась информация, представляющая общественный интерес. Сегодня журналисту крайне трудно отыскать какой-нибудь документ годичной давности – негде. Проработать предысторию вопроса перед публикацией нет возможности. Да и напрягаться не хочется – ведь сойдет и так...
Отсюда вывод и следующий шаг – к созданию небольшого по численности, но хорошо оснащенного пресс-центра, цель которого – оказание информационного содействия СМИ. Составной частью этого центра сделалось бы информационное агентство  «правительственной информации», получающее «вести с мест».
За всем этим стоят элементарные вещи. Необходимо разграничить функции структурных подразделений, обеспечив их взаимодействие. А не валить, как теперь, все в кучу. А квадратики, стрелочки и структурные схемы рисовать, исходя из конечного «продукта». При строительстве структуры следует рассматривать, прежде всего, «техническое задание» отрасли, определять направления, обозначить приоритеты. А уж потом заняться вопросом: кто и как «закроет» эти направления персонально. Крайне важно сразу решить – в  каких условиях он будет работать, что необходимо для эффективного
выполнения задания, какие технические средства эту работу станут обеспечивать. Особая тема – финансовая сторона вопроса.
Подчеркну: до сих пор министр печати руководил только министерством. То есть, 50-60 чиновниками и близкими им редакторами, входящими в околоправительственный «пул». А руководить-то следует отраслью! И строить технологическую производственную «цепочку» - вот здесь сбор информации, вот здесь ее обработка, вот это – средство «доставки», вот «чистый» информационный продукт, а отсюда начинается пресловутое манипулирование, с которым следует быть ой как осторожным...
– Из ваших слов напрашивается вывод: не избежать «провальной» политики министерства печати в плане имиджевой, политической рекламы, освещения действий губернатора и правительства?
– Я этого не говорил. Просто механика действий может быть разная – при одинаковом результате. Можно ведь громким ором и пинками заставить чиновников сделать то, что необходимо. А можно осуществлять современную и разумную управленческую политику...
Но убежден – проколы и провалы в этом непростом и нервном деле были, есть и будут всегда. Такова специфика этой деятельности. Неудач может быть лишь несколько больше или несколько меньше. В конце концов, политики, как и все простые люди, тоже ходят на «красный свет», и это – не решаемая проблема. Отсюда – особая важность и определение алгоритма действий, готовность брать на себя ответственность. Иначе чиновник с «замыленным глазом» ничего не увидит и будет пребывать в уверенности, что все идет отлично.
Пример? Сюжет вечерних новостей местного телевидения. Цветет алтайская степь. Красивейшие тюльпаны. Но рвать их, оказывается, нельзя. При этом корреспондент поясняет, что законодательство очень жестко относится к нарушителям. Ужасные кары - штраф и прочее. Буквально через два часа в продолжение темы показывают сюжет о поездке губернатора в Алтай. Вертолет стоит «по колено» в цветущей степи. В руках у губернатора – букет тюльпанов (!?). Не заметить этого может только слепой...
Вот вам и все. Просмотрела пресс-служба, проморгал выпускающий редактор на ТВ. В общем, этим он и не обязан заниматься. Главный редактор во время тракта (репетиции) новостей отслеживает совсем другие вещи. Конечно, в нынешнее время это пустяк, никто не умер, не погиб. Волга не потекла вспять. Но не надо думать, будто другие не думают. Зрителю-то все понятно. Что остается? Напомнить: раз уж «диктатура закона», то для всех, а для губернатора – прежде всего. Положение было бы исправлено, если в понедельник на заседании президиума правительства губернатор сам взял, да и признал: «Не удержался, грешен, нарвал цветов, бес попутал. Очень уж красивые тюльпаны. Вот тебе, Александр Николаевич Маликов, штраф за причиненный экологический ущерб, составляй акт. А деньги сдавай в кассу».
Стало бы это примером для подчиненных? Не знаю. Только вот имиджу Аяцкова не повредило бы точно. Закономерен еще один вопрос – а кто возьмет на себя смелость такие безумные вещи предложить губернатору, широко известному своими характерными реакциями? Окружение? Сомнительно...
– Значит, власть утрачивает свое влияние на население области?
– Одно дело власть. Надеюсь, с ней все в порядке. Другое – ее образ в прессе. И уж совсем третье – проблема реального одобрения действий власти населением. Кто сказал, что управленческие решения должны осуществляться ради сиюминутных интересов большинства или высокой строчки в рейтингах? Столь же некорректно говорить о полном «одобрямсе», ссылаясь на реакцию стадиона во время появления Аяцкова на матче «Сокола». Или использовать в качестве контраргумента 35 тысяч подписей, собранных с началом балаковского конфликта. Процессы-то куда сложнее...
Чтение – процесс активный, для влияния на умы разговор нужен честный, прямой. И именно критично настроенные, анализирующие происходящее вокруг себя люди составляют резерв власти. Они активны, у них есть воля и позиция. Сотрудничество с ними обеспечивает ликвидацию очевидной проблемы «кадрового голода». Пока же культивируется манипулирование людьми пластилиновыми, податливыми, без «основы», без стержня, без взглядов и собственных суждений. И это – ловушка, уготовленная властью для самой себя. В подобном искривленном пространстве трудно ожидать чего-то иного. В конце-то концов, опереться можно лишь на то, что сопротивляется.
И последнее. Обратите внимание, профессионалы долго в этой агрессивной среде не задерживаются. При всех финансовых и прочих преимуществах государственной службы перед неустойчивым положением СМИ специалисты из министерства (или из информационных структур муниципальных образований) уходят. Самое время задаться вопросом, почему. Почему им там нелегко дышится? Может, что-то не так с обстановкой?
И самое время ответить на другой вопрос - провокационный. Как так вышло, что квалификация журналистов сделалась настолько низкой, что панегирик по поводу годовщины переизбрания губернатора в официальной газете вызвал лишь ехидные ухмылки и ядовитые комментарии? Это – результат соответствующей «информационной политики. И бесконечных ритуальных взываний к «единому информационному пространству.
Примитивизация СМИ, ориентация материалов на «заказчика» приводит к «оглуплению» всех – от журналистского сообщества до чиновничества.
Теперь что касается развития отрасли. Оно происходит, скорее, вопреки, нежели при содействии министерства. Предлагаю в качестве иллюстраций «поднять» всевозможные концепции, долгосрочные и среднесрочные программы, датированные 1997–1998 гг. Утвержденные, кстати, правительством области. Заглянуть предложу в любой раздел – скажем, по развитию проводного вещания. Положение программ следовало бы сопоставить с реальной ситуацией на местах. Выступал недавно на президиуме правительства глава муниципального Новобурасского образования Иван Горшенин с отчетом. Из 37 населенных пунктов района 27 не имеют проводного радио. Каждая третья семья в районе не смотрит телевизор – нет сигнала. Судьба каждого министра печати или председателя комитета по печати незавидна. Те 6 или 7 идущих потоком реорганизаций, ликвидаций, объединений и разукрупнений показали, что до сих пор не удалось грамотно сформировать даже требования к структуре.
– По-моему, требования у всех одни – важен конечный результат. Кстати, сейчас бурно развиваются Интернет и другие новейшие технологии.
– Новейшие технологии бессильны против сложившейся практики. И потому «старые технологии» побеждают. Прекрасная идея: успешно создана, но до сих пор не востребована сетевая правительственная газета. Почему? Умные люди ее делают, великолепно знающие предмет, кандидаты наук, между прочим. Но они вынуждены размещать ту информацию, которую им передают, навязывают, рекомендуют – попробуй, откажись. Отсюда и стиль, и содержание. Дескать, в библиотеке Козюбаевки прошел творческий вечер самодеятельного поэта Ерошки Колдыбаева, местного механизатора. На вечере присутствовала глава местного самоуправления Дунька Распердяева, вручившая поэту почетную грамоту и ценный подарок – шариковую авторучку. Таким «информационным шумом» заполнен официальный саратовский Интернет – загляните на сайт, убедитесь. Между тем, в любом учебнике журналистики еще советских времен объяснено, как важно преодолевать «мелкотемье», которое не просто вредит – убивает любое издание на корню. Контраст? Пожалуйста, возьмем Нижегородское телеграфное агентство, которое так же плотно – и в этом сомнений нет – контролируется властью. Десятки интересных, неожиданных сообщений, в том числе и «мягкие» новости (сообщения развлекательного характера), инициированные полпредством президента в округе. И ссылки на НТА идут по всей стране, в отличие от саратовской «электронки»…
Еще один злокозненный пример. Плакат – «объяснялка» послания Владимира Путина Федеральному собранию. Хорошая идея министерства. Вот только исполнение подкачало. Один из фрагментов, фотография:  замечательная такая фольклорная бабуся в платочке. Внизу – текст, смотрится как подпись, сделанная к тому же бросающимся в глаза «жирным, шрифтом. В тексте сказано о необходимости использовать достижения науки. Да, бабушка, правильно, – покачает головой «потребитель» этой раскрашенной прокламации, — науку надо использовать...
А ведь простейшая вещь, которая известна даже начинающим рекламщикам: всю ту же науку надо использовать. Хотя бы социологию. Рекламное изделие следует обсуждать в так называемых фокус-груп-пах. Чтобы избежать ошибки, надо проверить на группе «потребителей» концепцию – а работает ли она? Какие ассоциации возникают у разных слоев населения, с разным образовательным цензом, с разным достатком, разного возраста. Какие чувства и мысли вызывает эта реклама, что отталкивает, что раздражает, почему?..
Я не ставлю для себя задачу ловить чужих «блох». Просто это иллюстрация сложившейся системы. Переломить ход вещей трудно, если вообще возможно. Не буду делать вид, будто не заметил подтекста вашего первого вопроса. Надеюсь, научился соотносить собственные амбиции с собственными возможностями. Самое время признать – да, я с таким министерством не справлюсь. И испытывать себя на ниве организационной беспомощности не буду ни в коем случае. Это хорошо понимают сторонники аппаратной логики. На этой «поляне, я и впрямь не игрок. Человек я жесткий, неудобный, отнюдь не положительный. При этом я крайне плохо нахожу общий язык с людьми, которые скорее умрут, но решения не примут...
Кстати, саратовские СМИ могут гордиться – ни одному чиновнику (из тех, кто пытался) до сих пор так и не удалось их окончательно и бесповоротно «построить». Вместе с тем, сотрудничать с ними легко – мой личный опыт убеждает, что наши СМИ с готовностью идут на контакт. Они не принимают разговора с позиции силы. Откровенного и хамского давления. Угроз. Они требуют немногого – уважительного к себе отношения. Даже если делают это за деньги...
Еще одно наблюдение. Не удалось до сих пор «построить» и чиновников, пересидевших на своих стульях еще первого министра – Ивана Георгиевича Кузьмина. Отыскать для них мотивацию – процесс, требующий незаурядных организационных и интеллектуальных усилий. Легко и просто «съесть» их нельзя – они сами кого хочешь «съедят». И не поперхнутся. Такие вот молодцы.
Вот еще один интересный вопрос: кто-нибудь просчитывал развитие дальнейших событий, если после своей отставки безусловную поддержку И. Никифоров получит в одном из областных «центров влияния»? Ведь может быть реализован вариант Приморья, где восстановился по суду вице-губернатор, заявивший об оказанном на него давлении. И трудно сказать, что будет, если в саратовском министерстве вдруг окажется два легитимных министра. Легче, конечно, само министерство ликвидировать. Это хоть какой-то разумный выход...
Впрочем, и без этого очевидно – проблема «слаживания» команды, выработки общей цели, поиск мотивации – первое, с чем должен столкнуться любой назначенный руководитель, что бы он ни возглавлял - министерство ли печати, департамент или управление, не говоря уже об иной структуре. Ясно, что нереформируемое министерство никому не нужно. Проблема в том, как это сделать. Вот об этом и речь.
Записал Борис БОРИСОВ
«Еженедельник «Грани», № 19 (94), 17 мая 2001 г.
При поддержке общероссийской общественно-политической газеты "Русский расклад"